Компетентность преподавателя

Страница 3

В казахстанской педагогике термин “компетентность” пока окончательно не устоялся и в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Исследования различных аспектов компетентности специалистов ведутся такими учеными, как М.Х. Балтабаев, Б.Т. Кенжебеков, Г.Ж. Менлибекова, Ш. Курманалина, С.И. Ферхо, Н. Шаметов, М.С. Мухамеджанов, М.А. Фахретдинова, Ж.Р. Баширова и др.

На основании проведенного краткого обзора можно представить структуру профессиональной компетентности преподавателя высшей школы:

- общепедагогической

– владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это овладение совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;

- специальной

– владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;

- технологической

(деятельностной) – владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности; креативность;

- коммуникативной

– установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач обучения и воспитания; проявление уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции ребенка, каким бы оно простым и неинтересным ни показалось; владение приемами профессионального общения с коллегами;

- рефлексивной

– регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.).

Очевидно, что уточнение содержания отдельных компетенций осуществляется исходя из соответствующей модели специалиста, которая, в свою очередь, строится на основе анализа его профессиональных обязанностей.

Обобщая, мы делаем вывод, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

– это характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функции обучения, воспитания и развития будущих специалистов.

Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, включающих функции общения и особенности коммуникативного процесса, вида общения и его основные характеристики, средства общения (вербальные, невербальные).

Будучи значимой и относительно самостоятельной подсистнмой в структуре профессиональной компетентности, коммуникативная компетентность проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми.

Понятие коммуникативной компетентности включает в себя такие аспекты:

- как коммуникативный (взаимоотношения, взаимовлияние, взаимопонимание);

- мировоззренческий (формирование системы культурных ценностей);

- аспект социализации (социальное воспитание);

- аспект регулирования психологической стабильности (создание уверенности).

Формирование коммуникативной компетентности проявляется посредством воздействий системно организованных и опосредованных личностными, деятельностными и социальными факторами.

В самом широком смысле коммуникативную компетентность человека можно рассматривать как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность обусловлена системой отношений и особенностей личности, проявляется в ситуации взаимодействия, обеспечивая эффективность общения.

Психологические вопросы общения, сотрудничества становятся центральными в теоретической и практической подготовке. Это связано с тем, что в общей структуре деятельности преподавателя общение, выражающее собственно коммуникативную природу этой деятельности, является стержневым компонентом. Оно выступает как универсальная форма самой этой деятельности, как то, в чем он собственно живет, функционирует сама деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Колыбельные как средство формирования личностных качеств ребёнка раннего возраста
Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеал ...

Перспективы развития дошкольного образования в России
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. Необходимая предпосылка общедоступности качественного об ...

Современное состояние организации дошкольного образования в России
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детский сад дает возможность семье работать и жить нормально. Массовое закрытие детских садов - это реальный социальный взрыв, осложнение жизни миллио ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru