Профессионально-педагогическое общение
есть система социально-психологического воздействия взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является: а) обмен информацией, б) оказание воспитательного воздействия, в) организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества находит свое выражение в умении передавать информацию, понять состояние партнера или воспитуемого, т.е. в искусстве его понимания, в организации взаимоотношений с участниками процесса, управлять собственно психическим состоянием.
Стиль педагогического общения
Общепринятая классификация стилей педагогического общения:
Авторитарныйстиль – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает их результаты.
Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Такой педагог акцентирует внимание на негативных поступках воспитанников, но при этом не принимает во внимание мотива этих поступков. Внешне показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина) чаще идитивны, но социально-психологический климат в таком коллективе неблагополучный.
Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь ли преподаванием. Этот стиль общения реализует тактику невмешательства.
Альтернативой является стиль общения – это стиль сотрудничества, или демократический
стиль. При таком общении педагог ориентирован на повышение субъектной роли студента во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих целей.
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.
Характеристика приведенных стилей общения дана в “чистом” виде. В реальности они смешаны.
Педагог не может исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они иногда достаточно эффективны.
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
, стиль педагогического общения на основе дружеского расположения является стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общенияинтересной представляется типология профессиональных позиций преподавателей, предложенная М. Талоном.
Модель I – «Сократ». Это преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между обучаемыми, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а студент, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V – «Менеджер». Стиль, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, поощрением инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым студентом смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в аудитории пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей обучаемых.
Тонкости педагогики:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины,
массы, вместимости сосудов
Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения – это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла ...
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных
возрастных группах
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окр ...
Разработка планирующей
документации
Планирование имеет цель установить конкретное содержание учебно-производственных работ для группы учащихся, последовательность и организацию их выполнения. Планирование производственной деятельности группы является составной частью общего планирования производственной деятельности училища. Планы пр ...