Роль современной семьи

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

Иная позиция некоторой части отцов и матерей является ошибочной. Она приносит вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями.

Наиболее распространенной является семья однопоколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. Молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности; меньше конфликтов между «отцами» и «детьми»: различие взглядов затрудняет семейные отношения при совместном проживании. Но вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи – традиции, объединяющие взрослых и детей; у старших исчезает возможность общения со своими внуками, участия в заботе о них и воспитании.

В многопоколенной семье вместе живут мать, отец, дети и представители старшего поколения – бабушка, дедушка. Если это дружная семья, то создается возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчен быт: старшие помогают в воспитании детей, в уходе за ними. Если совместная жизнь разных поколений не удается, то лучше по возможности разойтись, сохранив добрые взаимоотношения. Но во всех случаях необходимо стремиться с благодарностью и уважением относиться к представителям старшего поколения (родителям мужа, жены), иначе делу воспитания ребенка будет нанесен огромный вред.

Независимо от того, вместе или врозь живут бабушки и дедушки, их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших, оказывать им помощь. Пример отца и матери, их умелое регулирование поведения своих детей имеют решающее значение в семейной жизни, оказывают влияние на физическое и психологическое состояние младшего и старшего поколения в семье.

Особую группу (около 15 миллионов) представляют неполные семьи. Причины этого социального явления различны, чаще всего это развод. При этом, как правило, ребенок остается с матерью. Если мать воспитывает ребенка без отца и ответственно относится к этому, она достойна уважения, внимания, доброго отношения. Если разведенная мать живет вместе со своими родителями, обстановка в доме более семейная, радующая детей. Взрослым важно приложить все силы, чтобы дети, оставшиеся без отца, не чувствовали себя ущемленными. Ошибку допускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка, излишне балуют его, потакают неразумным желаниям.

Непроста и проблема встреч детей с отцом, ушедшим из семьи. Как не трудно это для матери, но встречи с отцом необходимы ребенку. Следует лишь предварительно обсудить этот вопрос, что важно лишь при высоком культурном уровне отношений взрослых. Драматическая ситуация часто наблюдается в распавшейся семье у мальчиков старшего дошкольного возраста. Они страдают, что в семье нет молодого мужчины – отца, отсутствует пример подражания. Девочки, наоборот, больше переживают при расставании с отцом в младшем дошкольном возрасте. Это происходит из–за потери эмоционального контакта с ним. В старшем дошкольном возрасте они реагируют на расставание с отцом более спокойно, так как отождествляют себя с образом матери.

Совершено иное отношение вызывают те матери, которые отказываются от рожденных ими детей; те родители, кого лишили родительских. Они заслуживают всяческого порицания, должны привлекаться к ответственности.

Для нашей действительности характерным является наличие семей с одним ребенком. Беспокойство педагогов связано с тем, чтобы не сформировать у детей равнодушие к окружающим, эгоизм, т. е. те черты, которые могут развиваться в семьях с большим числом взрослых, окружающих ребенка.

В семьях с двумя и более детьми создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек. В многодетных семьях успех воспитания связан с личным примером отца и матери, являющихся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей.


Тонкости педагогики:

Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать о ...

Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с откло ...

Модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г. Карталы
Педагогический коллектив МДОУ детский сад №4 г.Карталы работает в режиме развития. С целью повышения образовательного уровня сотрудников в ДОУ организовано проведение теоретических и практических семинаров. Ведётся планомерная, систематическая и эффективная работа по повышению квалификации, а так ж ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru