Определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности
. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора содержания и выбора форм проведения занятий. В основе проективной и конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду:
· отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;
· видеть дальше непосредственно данного и очевидного;
· охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;
· ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбрать наиболее эффективный;
· чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено;
· идейная плодовитость и др.
Организационные способности служат не только для организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Организаторская деятельность современного ученого-педагога предполагает его включение во взаимодействие не только с объектом исследования, но и с другими компонентами, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающие смежные науки.
Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.
Коммуникативный компонент
. Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:
· способность всесторонне и объективно воспринимать человека – партнера по общению;
· способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;
· способность предвидеть и ликвидировать конфликты;
· справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего коллегу по совместной деятельности;
· воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.
Для преподавателя важны следующие коммуникативные умения:
1) владеть “чтением по лицу” (социальной перцепцией);
2) понимать личность ученика, его психическое состояние;
3) подавать себя в общении со студентами;
4) оптимально строить свою речь в психологическом плане (умения речевого общения, речевого и неречевого контакта со студентами).
Как профессионально-значимое качество педагога толерантность
проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью – с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя, педагога, учителя, просто взрослого) к более слабому (воспитаннику, ученику, ребенку), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения». Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.
Тонкости педагогики:
Характеристика курса ОБЖ
Цели курса ОБЖ представлены в федеральном компоненте государственного стандарта. Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безо ...
Использование нетрадиционных методик по формированию количественных
представлений
Дидактическая игра и метод проектов являются одними из основных инновационных методик по формированию количественных представлений у дошкольников. Цель дидактических игр – формирование у детей умения соединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умения ...
Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном
пространстве
Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использов ...