Раскрывая принципы, нормы и правила успешного воспитания В. Лизинский выделяет принцип толерантности, подразумевающий терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов: все работники школы и родителе в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам; педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других; оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не выступать в виде «кнута и пряника» в руках учителя; процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни, в т.ч. и толерантности как одной из целей воспитания.
Педагогическая справедливость. Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым. Педагогическая справедливость – это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности.
Она характеризует соотношение педагогических явлений с точки зрения распределения добра и зла. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.
Педагогический такт – это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают. Такт является проявлением нравственного поведения, включающего предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия, требование высокой гуманности, чуткости и заботы о человеке, наилучшее средство установления доброжелательных отношений в любых ситуациях.
Чтобы всегда оставаться тактичным и верным педагогической этике, учитель обязан учитывать ряд требований к своему поведению:
- умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики и, следовательно, особенно нуждающейся в тактичном поведении учителя;
- владение максимумом информации о причинах нравственных противоречий, а при выборе поступка учет неполноты и неточности информации;
- умение учитывать субъективные особенности учащегося и объективные условия, в которых протекает противоречие: от кого зависит исправление ситуации, в силах ли это сделать ученик и как учитель может этому помочь;
- умение учитывать обстановку, в которой совершается поступок;
- умение учитывать возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие на ученический коллектив и отдельных учащихся.
Педагогический такт – это своеобразный стиль поведения педагога, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте. Педагогический такт предполагает
- уважение к школьнику и требовательность к нему;
- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
Тонкости педагогики:
Сущность и характеристика
подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомли ...
Нравственно-эмоциональные
стороны проявления гиперактивности дошкольников
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальн ...
Методические требования к организации урока математики
в работе с младшими
школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...