- подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;
- выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;
- планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
- разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
- выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.
3. Организация.
- организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;
- использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
- организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;
- использование информационных технологий обучения;
- ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;
- создание тестов по читаемому курсу;
- изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
4. Социально-психологическое регулирование.
- стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;
- установление обстановки сотрудничества;
- конструктивное решение конфликтов;
- управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;
- активизация познавательной деятельности студентов;
- саморегуляция своих психических состояний;
- установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.
В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.
Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем [3].
При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориентирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей как ученика.
Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
К научным чаще всего относят гностические и конструктивно-проективные способности.
Гностические способности представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследований, способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности. Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование контроля и саморегуляции. Признаком высокоразвитых гностических способностей является быстрота и творческое овладение научными методами изучения студентов в целях принятия обоснованных решений в отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности.
Тонкости педагогики:
Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...
Определение понятий способность, одаренность
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толко ...
Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможнос ...