Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

Современная педагогика » Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы » Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

Страница 2

- подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

- выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

- планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

- разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

- выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.

3. Организация.

- организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

- использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

- организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

- использование информационных технологий обучения;

- ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

- создание тестов по читаемому курсу;

- изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

4. Социально-психологическое регулирование.

- стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

- установление обстановки сотрудничества;

- конструктивное решение конфликтов;

- управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

- активизация познавательной деятельности студентов;

- саморегуляция своих психических состояний;

- установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.

Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем [3].

При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориентирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей как ученика.

Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

- педагогически-волевое влияние на учащихся;

- способность организовать коллектив учащихся;

- интерес и любовь к детям;

- содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;

- педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

- наблюдательность;

- педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

К научным чаще всего относят гностические и конструктивно-проективные способности.

Гностические способности представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследований, способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности. Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование контроля и саморегуляции. Признаком высокоразвитых гностических способностей является быстрота и творческое овладение научными методами изучения студентов в целях принятия обоснованных решений в отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...

Зарубежный и отечественный опыт интерактивных форм
В качестве примера зарубежного опыта лучше всего рассмотреть опыт ФРГ, где интерактивные формы преподавания получили наибольшее распространение. В Германии, начиная с 90-х годов XX века, приоритетными методами обучения являются интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отраб ...

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru