Для исследования развития детей раннего возраста на базе ДОУ в селе Лариха был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие детей раннего возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении общего уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах.
Критериями общего развития детей раннего возраста мы выделили: речевое развитие и сенсорное развитие.
Нами были определены высокий, средний и низкий уровни развития детей раннего возраста:
Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные умения, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).
Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычислялся по формуле:
S баллов
К=
максимально возможное количество баллов
После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле К= К1+3К2+К3
По среднему коэффициенту можно определить три уровня развития у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне развития.
С целью выявления уровня развития речи мы использовали методику "Определение активного словарного запаса" (см. Приложение 2).
Результаты данного тестирования показали, что только у двух испытуемых высокий уровень речевого развития - 20%, а низкий уровень речевого развития был выявлен у пяти испытуемых - 50%. Трое испытуемых (30%) показали средний уровень речевого развития.
Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу 1:
Таблица 1. Результаты тестирования по методике "Определение активного словарного запаса"
Уровень |
Количество результатов |
Соотношение, % |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
3 |
30 |
Низкий |
5 |
50 |
Тонкости педагогики:
Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в
формировании научной дисциплины
Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью. Можно заметить ...
Отношение к патриотическому воспитанию в России и Америке
Слова "патриот", "патриотизм" на всех европейских языках звучат схоже и основой для них являются греческие: patriotes – соотечественник и patris – родина. Для всех, живущих на земле, эти слова означают привязанность и любовь к месту жительства или к месту своего рождения, к свое ...
Использование
краеведческих материалов при подготовке рефератов и
докладов
Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем. Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов: ...