Для исследования развития детей раннего возраста на базе ДОУ в селе Лариха был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие детей раннего возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении общего уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах.
Критериями общего развития детей раннего возраста мы выделили: речевое развитие и сенсорное развитие.
Нами были определены высокий, средний и низкий уровни развития детей раннего возраста:
Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные умения, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).
Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычислялся по формуле:
S баллов
К=
максимально возможное количество баллов
После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле К= К1+3К2+К3
По среднему коэффициенту можно определить три уровня развития у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне развития.
С целью выявления уровня развития речи мы использовали методику "Определение активного словарного запаса" (см. Приложение 2).
Результаты данного тестирования показали, что только у двух испытуемых высокий уровень речевого развития - 20%, а низкий уровень речевого развития был выявлен у пяти испытуемых - 50%. Трое испытуемых (30%) показали средний уровень речевого развития.
Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу 1:
Таблица 1. Результаты тестирования по методике "Определение активного словарного запаса"
|
Уровень |
Количество результатов |
Соотношение, % |
|
Высокий |
2 |
20 |
|
Средний |
3 |
30 |
|
Низкий |
5 |
50 |
Тонкости педагогики:
Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс ...
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования инф ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...