Говоря о корпоративном и профессиональном уровнях, необходимо обратить внимание на определенную специфику образовательной услуги. Организации образовательной сферы можно отнести к так называемым поддерживающим.[34] Рассмотрим, в чем специфика образовательных учреждений по нескольким позициям.
Отношения «производитель — потребитель». Кто является потребителем образовательных услуг? Вопрос до сих пор является спорным в учительской среде. Действительно, потребителем являются и государство, и общество, и родители. Как мы видим, специфика потребителя — в его коллективном характере. Для предъявления требований к услуге такому потребителю необходима предварительная внутренняя согласованность. Просто получить или отказаться от услуги такой потребитель не может. Кроме того, когда мы говорим о производственной сфере, мы предполагаем конкурентный характер производства. В сфере же образовательных услуг это только начинает появляться в последнее время. Таким образом, специфика образовательного учреждения (поставщика образовательных услуг) такова, что оно не зависит непосредственно от качества предоставляемой услуги и, следовательно, может позволить себе достаточно стабильное продолжительное существование, независимое от потребителя.
Автономия. Отношения образовательного учреждения со своим учредителем, как правило, имеют существенное отличие от тех же отношений организации производственной сферы. Степень автономности, хотя и определяется Законом «Об образовании» в достаточно широких пределах, по сути сводится на нет в реальной жизни. Характеризуя отношения школы и управлений образования, мы можем говорить скорее об отношениях «начальник — подчиненный», «администрация — структурное подразделение», а не «учредитель — организация».
Специфика образовательной услуги. Сам характер образовательной услуги часто не предполагает больших изменений, например: обучение грамоте, счёту, письму и так далее. Спрос на подобную услугу не может исчезнуть, что также не способствует большим изменениям.
Перечисленные особенности, конечно, не способствуют снижению сопротивления. Но оказывать влияние на них мы всё-таки можем, как ограниченное — на социальном (общеполитическом) уровне, так и решающее — на корпоративном уровне. Что мы можем сделать? Основным направлением работы, разумеется, является внутренняя работа в организации. Рассматривая критерии «инновационности» (см. выше) образовательного учреждения, мы можем наметить и основные пути работы.
Изменение конкретного работника или педагога вряд ли приведет к какому-либо кардинальному изменению. Необходимо менять ситуацию в организации в целом.
Изменение должно проходить поэтапно. Рекомендуется начать с диагностики сложившейся ситуации. Определив ряд критериев (например, предложенных в статье), мы сможем оценить ситуацию. Для этого можно использовать, как минимум, методы опроса и наблюдения.
Определив ситуацию, необходимо определить цели, которые предполагается достигнуть. Так как предполагается изменение всей корпоративной культуры, необходимо привлекать к целеполаганию как можно большее число членов коллектива (методики совместного принятия цели).
Структура эффективного целеполагания достаточно подробно рассматривается в литературе, посвященной проектной деятельности.
Реализуя намеченные планы, необходимо придерживаться нескольких главных позиций, рассматриваемых ниже.
Содержание работы по преодолению сопротивления можно обозначить следующими направлениями:
— работа с информацией,
— лидерство,
— работа с командой,
— индивидуальный подход,
— формирование корпоративной культуры,
Тонкости педагогики:
Культурные формы системного мышления. Проблема
идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...
Комплекс целей современного обучения иностранному языку
Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В частности иноязычное образование на протяжении почти всего двадцатого столетия заключалось в качественном владении предметом. Затем произошел поворот от грамматик ...
О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...