— работа с трудовой мотивацией.
Управление информационными потоками. Значение этого блока трудно переоценить. Объективными условиями сопротивления являются неопределенность и неизвестность. В таких условиях более полная информированность явно предполагает снижение указанного сопротивления. Любая незаполненная ниша имеет тенденцию к заполнению. Если этого не сделает инициатор инновации, это сделают ее противники. Информация должна касаться не только самой инновации (при ее начинании), но и хода ее внедрения, итогов и так далее. Также необходимо выявить отношение к ней, оценку необходимости ее внедрения и так далее. Формы передачи информации могут быть самыми разнообразными. Эти методы можно разделить на активные и пассивные.
Пассивные:
— выступление на педсовете (конференции),
— анкетирование (другие формы опроса),
— ознакомление с печатной информацией и так далее.
Активные:
— дискуссии,
— деловые игры,
— тренинги.
Успешное решение информационного вопроса — это половина, если не больше, успеха. Недооценка его может стоить очень дорого.
Работа с командой (единомышленниками). Начало любых преобразований невозможно без привлечения сторонников. В данном вопросе необходимо уметь доверять и делегировать полномочия, откликаться на любую заинтересованность в выбранном направлении. В случаях, когда это возможно (определяется спецификой инновации), инициативной группой может быть полностью реализована инновация, что послужит примером для других членов коллектива.
Лидерство. Огромное значение имеет личное отношение к инновации руководителя (при внедрении сверху) или инициатора (при внедрении снизу). Необходимо задать вопросы: нужно ли мне это лично? чего хочу я? Ответы помогут убедить и других, если это убеждение будет искренним. Кроме этого, разумеется, и личные качества лидера имеют значение. Общая энергетика, стратегическое целеполагание — всё это способствует убеждению остальных и привлечению сторонников.
Фронтальные выступления, влияние коллектива на отдельного его члена важны, но бывают недостаточны. Иногда только индивидуальная работа с каждым (беседа) может переломить ситуацию. Значение инновации для конкретного человека, его опасения и ожидания могут быть выявлены иногда только таким образом. Данное направление работы относится к личностному уровню (см. выше) и носит во многом психологический характер. В целом же индивидуальная работа в режиме «начальник — подчиненный» требует временных и эмоциональных затрат, что может существенно осложнять работу администрации (инициативной группы), и не делает это направление работы приоритетным для рассмотрения в рамках нашего разговора.
Проблема инновационной деятельности в учреждении вообще тесно связана с таким понятием, как мотивация работников.
Направление, значение которого также чрезвычайно велико, — это выстраивание эффективной системы мотивации. Она должна носить как материальный, так и моральный (рекомендации, направления, дипломы, звания и так далее) характер. В литературе описано большое количество моделей стимулирования профессиональной деятельности. Но можно определить основные критерии эффективной системы.
Прозрачность и открытость. Поощрения и наказания общеизвестны, прогнозируемы и понятны.
Нормативность. Наличие положения (локального акта) о стимулировании.
Коллегиальность при принятии критериев и решений о награждении.
Логичность стимулирования в системе стратегического планирования организации (почему стимулируется именно это и сейчас).
Возможность критики и коррекции принятых решений.
Последовательность. Заявленное и реализованное совпадаю другие критерии.
Тонкости педагогики:
Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...
Понятие имиджа
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, ч ...
Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...