Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия.
При этом они говорят, что совокупность методических приемов “рождает” метод, а комплексное использование методов “придает жизнь" организационным формам.
Морозова С.А. предлагает достаточно простое определение методического приема - это действия, направленные на решение конкретной задачи.
Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права.
Таким образом, использование различных методов обучения совершенствует определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие "методические приемы". Дидакт М.И. Махмутов называет их "составной частью метода", с чем в принципе согласны все авторы вышеперечисленных определений: В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко называют совокупность методических приемов методом; Морозова С.А. употребляет словосочетание "составная часть метода" в своей работе, а Е.А. Певцова называет методический прием частным средством.
Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся. Методические приемы - это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами - это, тот инструмент, с помощью которого преподаватель решает стоящие перед ним задачи. С помощью средств обучения возможно ускорение процесса усвоения учебного материала (приложение 1).
Так же система методических приемов организации учебной деятельности является компонентом учебного занятия по праву. При этом обращают внимание на рациональность и эффективность использования времени на уроках права. Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту ученики способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью - 90%, а с двадцать третьей по тридцать четвертую усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права выстраивает собственную систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал, заканчивая четкими итоговыми выводами (так, используется психологический прием, объясняющий, что “концовка остается надолго в памяти человека”).
Учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.
При выборе методических приемов необходимо учитывать:
1. Как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период усвоения сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне.
2. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.
3. Эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности.
4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.
5. Степень эстетического воздействия занятия на учеников.
Таким образом, самым распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Методический прием можно также определить как составную часть метода.
Для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами.
При выборе методических приемов необходимо учитывать ряд требований (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.), а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методические приемы правового обучения.
Тонкости педагогики:
Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...
Содержание исторического образования в университетах России
Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университ ...
Понятие «развивающая среда», принципы организации
предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...