Основная цель бухгалтерской профессии отнюдь не получение материальных благ и высокой заработной платы. Целью является деятельность на самом высоком профессиональном уровне, которая как следствие хорошо оплачивается. Вводная лекция читаемого курса, может содержать краткую информацию об Институте профессиональных бухгалтеров, цитаты из кодекса этики, и должна содержать факты истории развития бухгалтерского учета.
Приведем пример мотивации на эмоциональном уровне. Даже у скептически настроенных людей вечность вызывает уважение. Появление учета относят к периоду около 3600г. до нашей эры. Подтверждение этому нашли археологи, расшифровавшие письмо на глиняных табличках, получившее название "клинопись". Просто сказать студентам на вводной лекции о возрасте учета в 6000 лет, недостаточно, у преподавателя не займет много времени продемонстрировать фотографии экспонатов Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Подтверждение существования учета в древние времена всегда производит впечатление, демонстрируя то, что его возникновение было вызвано жизненной необходимостью.
От практики к теории. "Теория, рождаясь на практике, обобщает и объясняет факты хозяйственной жизни, но с определенного момента она становится самодостаточной, развивается по логическим законам от неких положений и существует абсолютно независимо от жизни, ее суеты и проблем". Высшее образование в России ставит в учебных планах на первое место "Теорию бухгалтерского учета", однако практика преподавания показывает, что основы теории усваиваются учащимися, мягко говоря, с большим трудом. На наш взгляд, в идеальном варианте учебный план по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" должен придерживаться следующей последовательности: начало обучения - краткий практический курс, включающий в себя разделы: "Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись", "Бухгалтерский учет хозяйственных процессов"; далее "Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (решение сквозной задачи)"; последняя ступень высшего образования - курс "Теория бухгалтерского учета".
В условиях существующих учебных планов курс "Теория бухгалтерского учета" читается будущим специалистам – экономистам по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" с начала обучения, поэтому должен быть настолько точно разработан преподавателем, чтобы дать прочные основы получаемой специальности. К сожалению, учебный план (программа) построены таким образом, что основная часть "Теории" дается в лекционном материале, на практические занятия выделяется лишь несколько часов, в основном для усвоения принципа двойной записи.
Автор твердо убежден, следует сразу начать изучение бухгалтерского учета с практики. После первичных практических занятий лекционный материал по "Теории" легко записывается и воспринимается студентами, и в последствии не вызывает трудностей в усвоении.
Преподавателю не обязательно давать на занятиях (в выделенные часы) весь лекционный материал. В рамках курса следует остановиться на самых сложных и важных моментах "Теории". Учитывая, что в в условиях интерактивного обучения учебно-познавательная деятельность носит самостоятельный характер, целесообразно определить в начале курса круг вопросов в обязательном порядке освещаемых на лекциях и практических занятиях, а также перечень вопросов для самостоятельной подготовки студентами с помощью учебной и специальной литературы.
Возможен и такой вариант преподавания дисциплины "Теория бухгалтерского учета": 1) проводить только практические занятия (оформление первичных документов, отражение операций на счетах учета, усвоение принципов двойной записи и балансового обобщения, других элементов метода бухгалтерского учета); выработка умения дать характеристику счета, значения сальдо и оборотов счета; знание учета процессов снабжения, производства и результатов; умение "читать" баланс; 2) по окончании занятий предложить студентам взять полный курс лекций в методическом кабинете. При этом в лекционном материале могут отсутствовать ответы на некоторые вопросы, которые потребуют самостоятельного изучения, но будут понятны, поскольку изучены в достаточной степени на практических занятиях.
Указанный принцип "от практики к теории" необходимо соблюдать в преподавании курса "Бухгалтерский учет" студентам других экономических специальностей: "Менеджмент организации", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" и т.п.
Тонкости педагогики:
Организация обучения детей с алалией
Коррекционную работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка речи. Объясняется это прежде всего тем, что чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой ...
Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному
языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...
Современные информационные средства обучения
Электронные учебники – одно из наиболее перспективных направлений развития данных средств обучения. Требования к ним еще окончательно не сформулированы. Но они ни в коем случае не должны дублировать печатные учебные издания. В качестве примера можно сослаться на учебник по ОБЖ, подготовленный по ин ...