Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

Современная педагогика » Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы » Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

Страница 2

Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принима­емых профессиональных решений (часто с использовани­ем ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных по­следствий принимаемых решений). [10]

Деловую игру как форму контекстного обучения сле­дует выбирать прежде всего для решения следующих пе­дагогических задач:

формирование у обучаемых целостного представле­ния о профессиональной деятельности и ее динамике;

приобретение проблемно-профессионального и соци­ального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

развитие теоретического и практического мышле­ния в профессиональной сфере;

формирование познавательной мотивации, обеспече­ние условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, не любое содержание профессиональ­ной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не мо­жет быть усвоено индивидуально.

Положительное в применении учебных деловых игр:

как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

происходит подготовка к профессиональной дея­тельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;

послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

достигаются комплексные педагогические цели: по­знавательные, воспитательные, развивающие. Познаватель­ная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профес­сиональные функции на личном примере.

Воспитательная функция: в процессе проведения де­ловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении кол­лективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на по­ставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение уча­ствовать в дискуссии и эффективно общаться. [14]

Отрицательные моменты в проведении учебных дело­вых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умени­ем проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и акте­ром (обладать актерскими данными) и режиссером в те­чение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры тре­буют много времени и порой специального изменения рас­писания занятий.

Можно сделать следующие выводы.

Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, разверну­той во времени и пространстве.

К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студента­ми, а также реакцию других преподавателей, которая мо­жет быть неадекватной.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Возникновение дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной пед ...

Оценка уровня физического развития детей в семье
С чего же начинать физическое воспитание детей в семье? Прежде всего, необходимо определить уровень их физического развития. Объективная оценка состояния здоровья и физических возможностей детей может быть получена только при условии систематического использования всех форм контроля. Для этого в ка ...

Анализ документов о специальном дошкольном образовании в Российской Федерации
нарушение слух дошкольный образование Конституцией Российской Федерации декларируется право на образование всем гражданам нашей страны. В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 09.02.99, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с о ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru