Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

Современная педагогика » Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы » Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

Страница 1

Деловая игра является формой воссоздания предмет­ного и социального содержания будущей профессиональ­ной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных про­тиворечий и затруднений, испытываемых в типичных про­фессиональных проблемных ситуациях.

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) прин­цип имитационного моделирования содержания профес­сиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуа­ций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние за­труднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производ­ственных функций специалистов; 4) принцип диалогическо­го общения и взаимодействия партнеров по игре как необхо­димое условие решения учебных задач, подготовки и приня­тия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучае­мые усваивают знания, умения в контексте профессии, при­обретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе про­изводственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятель­ность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоциональ­но «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. [3]

Учебные деловые игры (цель которых — сформиро­вать определенные навыки и умения учащихся в их ак­тивном творческом процессе) по уровню сложности мож­но разделить на следующие разновидности.

Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью ре­шаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, ак­центировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

«Анализ конкретных производственно-профессио­нальных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуаци­ей, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее пе­ред специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, ко­торые коллективно обсуждаются.

«Разыгрывание ролей» — ученики получают ис­ходные данные по ситуации, а затем берут на себя испол­нение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самосто­ятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обуче­ния используется для выработки практических професси­ональных и социальных навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с откло ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Формы социально-педагогической помощи семье
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru