Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Современная педагогика » Методика обучения измерениям детей дошкольного возраста » Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Страница 5

Наконец, сама веревка может быть измерена той же палочкой, при помощи которой измерялась длина и ширина стола. Веревка накручивается на палочку по ее длине, и количество накрученных отрезков будет примерно равно количеству отложенных на столе отрезков при измерении его длины палочкой.

Но ведь размер палочки может быть разным. На одном из занятий воспитательница дает палочку меньшего размера, например 15 см.

Разный размер палочек дает разное количество мерок. Так, при длине стола примерно 120 см дети, измеряя длину одной палочкой, получили б мерок, а измеряя другой, более короткой, – 8 мерок.

Воспитательница может показать, как измерить длину стола рукою – пядью (пядь – расстояние между концами растянутых пальцев, большого и указательного). Измерение пядью приводит детей к выводу о том, что количество пядей у взрослого человека и у ребенка различно.

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний.

В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Приведем один пример. В старшей и подготовительной группах дети создают различные постройки, поделки не только по объемному образцу, но и по техническому рисунку или фотографии. Для этого они должны подвергнуть технический рисунок анализу: разобраться, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумать нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, наметить последовательность операций и осмыслить наиболее рациональные способы действия. Пользуясь металлическим конструктором, дети подбирают части нужных размеров, опираясь на количество отверстий, имеющихся на той или иной детали, а создавая поделку из дерева, подбирают форму и размер дощечек, реек на глаз. Воспитательница обучает детей планированию операций (порядку соединения частей) и последующему анализу созданной поделки, предлагая сравнить ее с техническим рисунком или фотографией.

Но для этого дети должны прежде всего четко разобраться в самом техническом рисунке или фотоснимке, правильно оценить форму и размеры отдельных частей предмета и их пространственное соотношение. Знания различных форм, разных размеров предметов, знания о пространственных отношениях между предметами окажут детям значительную помощь в развитии умений «читать» технический рисунок и воспроизводить по нему поделку.

Исследования В.Г. Нечаевой, Г.В. Груба, Фан И-ин, В.Ф. Изотовой убедительно показали, что недостаточное развитие пространственных представлений значительно задерживает формирование умения «читать» технический рисунок; дети предпочитают создавать поделку путем «проб и ошибок».

Обычно вначале дети не анализируют технический рисунок в целом, а рассматривают его и воспроизводят по звеньям. Но воспитательница учит детей анализу всей конструкции в целом и воспроизведению целостной пространственной структуры поделки по памяти. Дети начинают понимать необходимость более тщательно анализировать технический рисунок или фотографию до начала создания поделки, запоминать все ее части и их расположение (форму частей, их размер, способы скрепления и т.д.). И если вначале технический рисунок рассматривается детьми весьма поверхностно, а следовательно, и поделки, воспроизводятся неточно, то в дальнейшем дети начинают осознавать значение своих знаний о форме, размере, о пространственных отношениях предметов, более тщательно всматриваются в фотографию или технический рисунок. Зрительный анализ углубляется, перестраивается; у детей появляется способность, воспринимая изображение предмета па плоскости, представлять себе его в трех измерениях. Это развивает подвижность мысли, динамичность детских представлений, умение оперировать ими, а все вместе способствует формированию конструктивного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду»
Цель игры: Определить положительные и негативные аспекты теплоэнергетики, спрогнозировать возможные изменения окружающей природной среды в результате строительства крупной ГРЭС в Мордовии, выявить возможные альтернативные варианты использования топлива для ГРЭС, пробудить у школьников ответственное ...

Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...

Виды методических приемов
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их всех на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно ск ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru