Использование идеализации в прогностических исследованиях особенно целесообразно тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств прогнозирования, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, получить необходимую прогностическую информацию, в определенных условиях и целях эффективную для описания свойств поведения этих реальных объектов. Например, в педагогике широко используется понятие «средний учащийся», идеализированные возможности которого решающим образом предопределяют дозировку учебного материала, излагаемого преподавателем на каждом занятии, используемые в процессе обучения методы преподавания и т.п. То есть преподаватель, по существу, прогнозирует оптимальный эффект своей обучающей деятельности именно в расчете на «среднего учащегося».
Мысленный (теоретический) эксперимент
В отличие от эксперимента с материальными объектами, мысленный эксперимент проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях, абстрагируясь от посторонних факторов. В мысленном эксперименте все идеализировано: объект, экспериментальная ситуация и результат, который проверяется опосредованно – применимостью на практике той теории, которая создана на основе идеализации и мысленного экспериментирования.
Мысленный эксперимент в педагогических исследованиях прогностического характера может быть использован на стадии планирования реальных педагогических экспериментов созидательного типа, которые направлены на активное изменение содержания и форм учебно-воспитательного процесса и являются важным этапом проверки гипотез, выдвинутых в процессе педагогического прогнозирования.
Исторический и логический методы
Всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении и развитии. Поэтому в науке широко используется исторический метод исследования, сущность которого состоит в том, что история исследуемого объекта мысленно воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех мельчайших деталей. Применение данного метода позволяет получить представление об эмпирической истории объекта. Но чтобы вскрыть и выделить главные этапы развития объекта, его основные связи, закономерности и логику развития, необходимо теоретическое знание об этом объекте, его сущности. Для обобщения исторических фактов, обнаружения в случайном закономерных связей, выявления объективных закономерностей создания совокупности понятий и суждений, объединенных с помощью логических принципов в определенные теории, используется логический метод исследования.
Исторический и логический методы исследования тесно связаны между собой и, используемые в единстве, играют важную роль в прогностических исследованиях.
Тонкости педагогики:
Методические особенности организации работы с иллюстрационным
материалом школьного учебника биологии
На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия из ...
Психологические типы личности
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для ...
Общее описание интерактивной доски Smart Board
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [52]. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc ...