Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 3

Теоретический анализ позволяет выяснить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта, и какие из них оказывают решающее влияние на все остальные стороны данного объекта, детерминируют его поведение.

Однако теоретический анализ сам по себе не может привести к познанию сущности объекта, к обнаружению причинно-следственных связей различных явлений, установлению объективно действующих закономерностей. Когда отдельные стороны какого-либо объекта, процесса или явления определены и изучены, особое значение приобретает теоретический синтез. На основе обобщения выделенных в результате анализа характеристик теоретический синтез ведет к формулированию законов, теорий и гипотез, объясняющих или предсказывающих поведение данного целостного объекта, развитие определенного явления или процесса в соответствующих условиях.

Индукция и дедукция

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Индукция и дедукция широко используются в педагогических исследованиях. Индуктивный метод имеет большое значение на стадии накопления фактического материала и его обобщения. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у ряда объектов определенного класса, можно сделать вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Индукция в рамках прогностического научного исследования должна пониматься как основное средство эмпирического обобщения, средство перехода от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам, на основе которых могут быть сделаны относительно достоверные заключения о предполагаемом развитии тех или иных явлений и процессов в будущем. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Используемые в качестве исходных предпосылок прогностического исследования общие принципы и законы помогают ученому правильно понять и интерпретировать отдельные явления действительности, предсказать наиболее вероятные перспективы их развития.

Эти методы тесно взаимосвязаны: обобщение частных педагогических фактов в целях прогнозирования всегда требует применения к ним уже имеющихся общих знаний. С другой стороны, переход от общего к частному в педагогике неизбежно связан с учетом специфических особенностей этого частного.

Сравнение

Сравнением называется установление сходства или различия двух или ряда явлений (процессов, событий, предметов) в целом или в каких-либо признаках. Во многих педагогических исследованиях сравниваются разнообразные методы и приемы обучения, различные варианты учебных планов или программ, виды учебных планов и упражнений, технические средства обучения и т.п. Все эти сравнения необходимы для обоснования принимаемого решения, которое по самой своей сути носит прогностический характер. В целом, данный метод трудно переоценить - его использование создает необходимые предпосылки для дальнейшего, более глубокого исследования тех или иных явлений с помощью других прогностических методов.

Идеализация

В научном понимании широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности. Мысленное конструирование объектов такого рода называется идеализацией. На основе идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Сложный процесс рассматривается в «чистом» виде, что облегчает выявление наиболее существенных связей и отношений, формулирование гипотез, законов и теорий.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Методика исследования уровня речевого недоразвития
Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования. При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. ...

Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...

Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышлен ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru