Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 3

Теоретический анализ позволяет выяснить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта, и какие из них оказывают решающее влияние на все остальные стороны данного объекта, детерминируют его поведение.

Однако теоретический анализ сам по себе не может привести к познанию сущности объекта, к обнаружению причинно-следственных связей различных явлений, установлению объективно действующих закономерностей. Когда отдельные стороны какого-либо объекта, процесса или явления определены и изучены, особое значение приобретает теоретический синтез. На основе обобщения выделенных в результате анализа характеристик теоретический синтез ведет к формулированию законов, теорий и гипотез, объясняющих или предсказывающих поведение данного целостного объекта, развитие определенного явления или процесса в соответствующих условиях.

Индукция и дедукция

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Индукция и дедукция широко используются в педагогических исследованиях. Индуктивный метод имеет большое значение на стадии накопления фактического материала и его обобщения. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у ряда объектов определенного класса, можно сделать вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Индукция в рамках прогностического научного исследования должна пониматься как основное средство эмпирического обобщения, средство перехода от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам, на основе которых могут быть сделаны относительно достоверные заключения о предполагаемом развитии тех или иных явлений и процессов в будущем. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Используемые в качестве исходных предпосылок прогностического исследования общие принципы и законы помогают ученому правильно понять и интерпретировать отдельные явления действительности, предсказать наиболее вероятные перспективы их развития.

Эти методы тесно взаимосвязаны: обобщение частных педагогических фактов в целях прогнозирования всегда требует применения к ним уже имеющихся общих знаний. С другой стороны, переход от общего к частному в педагогике неизбежно связан с учетом специфических особенностей этого частного.

Сравнение

Сравнением называется установление сходства или различия двух или ряда явлений (процессов, событий, предметов) в целом или в каких-либо признаках. Во многих педагогических исследованиях сравниваются разнообразные методы и приемы обучения, различные варианты учебных планов или программ, виды учебных планов и упражнений, технические средства обучения и т.п. Все эти сравнения необходимы для обоснования принимаемого решения, которое по самой своей сути носит прогностический характер. В целом, данный метод трудно переоценить - его использование создает необходимые предпосылки для дальнейшего, более глубокого исследования тех или иных явлений с помощью других прогностических методов.

Идеализация

В научном понимании широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности. Мысленное конструирование объектов такого рода называется идеализацией. На основе идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Сложный процесс рассматривается в «чистом» виде, что облегчает выявление наиболее существенных связей и отношений, формулирование гипотез, законов и теорий.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр проводилась на базе детского сада №10 г. Осиповичи и включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В экспериментальной части исследования ...

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обе ...

Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru