Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Страница 5

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства — "это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективным существам, свойствам, связям, к сакрализованным (обрядовым, ритуальным) вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом" [32].

Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т. д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т. е. они у верующих переживаются как "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство смирения", "чувство греховности", "радость общения с Богом", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближнему", "любовь к ближнему", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда" и т. д.

Важный элемент религиозно-психологического комплекса — религиозное общение ("личная, эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений") [41].

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих религиозное, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту; на отдыхе и т. д.

Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям.

Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом, верующих со священнослужителем и верующих с гипостазированными существами — с Богом, ангелами, душами умерших и т. д. В религиозном общении находят выражение различные аспекты религиозных отношений: господство — подчинение ("Господь и раб Господень"), нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозная любовь), отношения покровительства и охранения (ангел-хранитель), подчинения и авторитарности [60].

В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство "Мы", происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как "Они".

С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставляют себя представителям других религиозных конфессий и обособляются, а с другой — они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особенности поведения становятся все более схожими, они стандартизируются и конформизируются.

В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство конфессионального превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Конфессиональная (религиозная) исключительность — характерное явление для всех современных религий. Однако в каждой религии она проявляется специфически, в конкретных формах. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддерживается как религиозной идеологией (через богословов, служителей культа, миссионеров и их богословские труды), так и посредством религиозного культа.

С социально-психологической точки зрения конфессиональная исключительность — явление не столь безобидное, как может показаться на первый взгляд. Отличие и отделение последователей одной религии от других порождают определенную настороженность и даже напряженность во взаимоотношениях между верующими различных конфессиональных групп, которая в определенных условиях может привести к открытой вражде [47].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Понятие «личность»
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, ...

Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...

Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем формирования игровой деятельности
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических св ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru