• Секты, претендующие на обладание "новым откровением" — мормоны (или "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "свидетели Иеговы", Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм.
• Оккультистские секты, ставящие своей задачей развитие в человека паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним можно отнести некоторые восточные культы, например, кришнаизм, йогические практики, в том числе ориентированные на трансцендентальную медитацию, и др.
• Сатанинские культы, носящие изуверский характер и завлекающие в основном молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах [51].
В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений (прежде всего культовых) возникают и воспроизводятся различного рода религиозные психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом.
Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, установки, чувства, общение, стереотипы, привычки, традиции и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии [60].
Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера (различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т. д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающая ее от других духовных потребностей человека [47]
Следует отметить, что религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например, познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др.
К важнейшим характеристикам направленности личности верующего относятся мотивы религиозности, включающие как мотивы религиозной веры (т. е. факторы, которые, по мнению верующего, делают его веру необходимой), так и мотивы культового поведения (т. е. причины, побуждающие посещать церковь, костел или молитвенный дом и совершать молитвы, религиозные обряды).
В системе характеристик направленности религиозной личности большую роль играют ценностные ориентации как важный показатель отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, — Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т. д. [60].
По мнению специалистов, религиозная структура ценностей, детерминированная основами вероучения, оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе. В частности, ориентация на религиозные ценности снижает социальную активность верующих или препятствует ей, переводит их энергию, мысли, чувства и стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности (участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных организации и общин).
Своеобразную роль в религиозно-психологическом комплексе играют религиозные установки. Религиозная установка — предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствуюпщм действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т. е. вся нерелигиозная информация усваивается "избирательно, в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.
Тонкости педагогики:
Сущность и содержание понятий «социально-педагогическая помощь» и
«социально-педагогическая поддержка» детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
В научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». Он также не имеет четкого определения. И.Г.Зайнышева считает, что базовым, для того чтобы определить жизненную ситуацию как трудную, является нарушение адаптации к жизни. То есть ...
Принципы и методы коррекционного воздействия
По данным исследователей, в ходе спонтанного развития детей-алаликов состояние их речи не остается неизменным: в ней наблюдается замедление по темпам развития. Это развитие резко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям. Если у ...
Методика проведения и анализа результатов констатирующего эксперимента
Место прохождения преддипломной практики: Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова. Техникум основан в 1869 году братьями Иваном и Василием Милютиными. В 2006 году контингент учащихся составил 1750 человек. Преподавательский состав - 71 человек. Среди подлинных мастеров своего дела ...