Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Страница 1

Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции [47].

Первая из них состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующих ценностных ориентаций, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий — смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т. д. Вторая, критическая по отношению к социальному порядку и светской власти как таковой, функция иногда (впрочем, достаточно редко) проявляется в глубоком конфликте с властью, а чаще — в напряженности, которая возникает между так называемой государственной религией и конфессиями и религиозными группами, не пользующимися поддержкой государства [41].

Существуют несколько основных типов религиозных организаций. Одним из них являются секты.

Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются, прежде всего, либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости [24].

В современном мире секта это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, "духовнее" других. Так, основатель секты "Церковь Христа" американский баптистский пастор К. Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал.

Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым относят и церковь, как принципиальную свою позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т. д. [51]

Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта развивается в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.

Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господствовать над душами других людей. "Такое господство намного мощнее любого другого физического или экономического принуждения, ведь человек, отдавший свою душу "учителю", "гуру" подчиняется уже не корысти ради, и не за страх, но за совесть" [24].

Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.

Для секты обычно присущи определенные признаки [24].

• Религиозный маркетинг. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям или к страстям, а к неконтролируемому подсознанию. Она буквально навязывает свое вероучение в форме исключающих рациональное осмысление истин. При этом используются все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная агитация, почтовая переписка. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" — секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" — мормоны; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" — секта Муна; "психологический тренинг, разрешение проблем общения" — секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" — секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" — секты Акбашева). Это и частая мимикрия под православие с использованием православных символов, псевдохристианских идей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
Эстетика оформления групповых помещений Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещени ...

Отражение живой диалектики в произведении
Знакомство с романом Шолохова «Поднятая целина», столь неоднозначно воспринимаемым в наше время, лучше всего начать с погружения в его языковую стихию. Начнем с чтения первых страниц романа. «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (есл ...

Компетентность преподавателя
В Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года сказано, что современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования больши ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru