Структура университетов

Страница 1

Устав 1863 года закрепил и стабильную структуру университетов. В состав их входили четыре факультета: физико-математический, с отделениями физическим, математическим и естественным; медицинский; историко-филологический, с отделениями историческим, славяно-русской филологии и классической филологии; юридический. В Петербургском университете не было медицинского факультета, поскольку в городе действовала Медико-хирургическая академия, но был факультет восточных языков. Томский университет открылся в 1888 году в составе одного медицинского факультета, в 1898 году к нему был прибавлен юридический. В Дерптском университете существовал еще богословский, лютеранский факультет [3].

В преподавании сочетались лекционный метод с практическими занятиями. Учебная программа была расширена за счет специальных предметов, при этом из нее были исключены фехтование, музыка, рисование. Срок обучения был увеличен до 5 лет [3].

Воплощение в жизнь положений устава 1863 года способствовало прогрессивному развитию университетского образования и научной деятельности.

При университетах и с участием университетских преподавателей стали создаваться многочисленные научные общества, деятельность их охватывала обширные регионы России и была очень плодотворна.

Наряду с университетской реформой правительство осуществляет ряд мер по расширению университетского образования. В 1865 г. был открыт университет в Одессе (Новороссийский), а в 1888 г. - в Томске, городе, ставшим важнейшим культурным центром Сибири. Открытием Томского университета было положено начало высшему образованию в Сибири. В 60-е же годы проводится реорганизация некоторых технических учебных заведений в собственно высшие: Петербургский технологический институт (1862), Горный институт (1866), Московское высшее техническое училище (1868) и др. В связи с запросами сельского хозяйства были открыты Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия (1865) и Новоалександровский институт сельского хозяйства и лесоводства (1869) [1,2].

Появление новых университетов, увеличение числа кафедр и количества штатных единиц на них остро поставили вопрос о подготовке профессорских кадров, не хватало 250 преподавателей со степенями: в Киевском университете отсутствовала треть профессоров, в Петербургском вместо 51 профессора и 24 доцентов работало 34 профессора и 16 доцентов, в Казанском университете из 58 профессоров и 31 доцента (по штату) имелось 25 профессоров и 8 доцентов. Хуже всего с кадрами было на историко-филологических факультетах, наиболее благоприятная обстановка — на медицинских факультетах, где больше всего приглашалось зарубежных профессоров. Чтобы преодолеть это состояние с кадрами, было послано за границу в 1862-1866 гг. 100 “профессорских стипендиатов”, на их подготовку казна ассигновала 800 тыс. руб., это была беспрецедентная в истории российских университетов акция, давшая неплохие результаты, ибо среди посланных оказались И. Мечников, Н. Ковалевский, М. Авенариус, А. Потебня, В. Герье, В. Сергеевич, Н. Таганцев и другие, в будущем крупные деятели отечественной науки. Кроме того, началось создание аспирантуры при российских университетах (хотя сам термин “аспирант” вошел в обиход только в 80-е гг., а первоначально их называли “профессорскими стипендиатами”). В 70-е гг. уже абсолютное большинство профессоров готовилось в российских вузах: в 1870 г. 51 из67, в 1876 г. 79 из 91 и т. д. [1].

Постепенно стали меняться характер и содержание университетских лекций. Профессора информировали студентов о современных достижениях европейской науки, новых научных теориях. В 1864 году появился перевод на русский язык книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», совершившей переворот в науке. Большее место в лекционных курсах стало отводиться освещению западноевропейской литературы, истории, права. Активизировались и научные публикации — в начале 60-х годов вышли из печати новые тома «Истории Руси с древнейших времен» Соловьева, «Исторические монографии и исследования» Костомарова, курс ботаники Бекетова. Появилась возможность для заграничных стажировок студентов и научных командировок преподавателей университетов. Новым явлением в университетской жизни стали научные дискуссии [3].

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...

Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...

Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, к ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru