Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем формирования игровой деятельности

Современная педагогика » Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей » Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем формирования игровой деятельности

Страница 1

В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Одним из методов обследования является сбор анамнестических сведений. В беседе с родителями устанавливается история развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать головку, садиться, вставать на ножки и ходить, первые слова и т. д.). Важно выявить характер и последствия перенесенных ребенком заболеваний, травм. Выявляется здоровье близких родственников (наличие отягощающих наследственных факторов), условия семейного воспитания. Данные, представленные матерью, должны быть проверены.

Намечая схему исследования ребенка, Л. С. Выготский предупреждал о том, что собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализируя историю развития ребенка, необходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Квалифицируя наблюдаемые в данный момент явления и факты, важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, изучение детей в медико-педагогических комиссиях должно быть не только диагностическим, но и прогнозирующим, поэтому в задачу членов комиссии входит выработка конкретных рекомендаций педагогической и медицинской коррекции дефектов развития ребенка. Все эти положения Л.С. Выготского являются определяющими в работе по изучению детей и представляют ценный вклад в отечественную науку.

Педагогами - дефектологами разработан такой порядок обследования детей, при котором обеспечивается их всестороннее и глубокое исследование. Оно включает:

— проверку сохранности слуховой функции;

— проверку состояния вибрационной чувствительности;

— проверку сохранности зрительного анализатора;

— проверку состояния речи;

— проверку двигательной сферы;

— проверку уровня развития сенсорных и интеллектуальных процессов;

— наблюдение за поведением.

Отмечаются принципиальные различия в поведении, деятельности, развитии игры детей разной категории. В соответствии с особенностями психики детей предлагаются и методы обследования.

Необходимо помнить, что обследование детей дошкольного возраста должно проводиться в форме игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так как дети еще неспособны к длительному напряжению. Следует сохранять контакт с ребенком и его желание заниматься до конца обследования.

Ведущим методом при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру—важные показатели умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества.

Для умственно отсталых характерны слабо выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядочность и нецеленаправленность игры, отсутствие творческих замыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стимулировании и контроле за ее ходом, так как возможно «соскальзывание» с правильно начатого выполнения задания. В процессе работы умственно отсталые часто отвлекаются, не проявляют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую им помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе. Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формиро ...

Роль и место высшей школы в общей системе образования в США
Несмотря на создание в США Министерства образования, планирование и повседневное управление вузами по-прежнему остаются прерогативой органов высшего образования штатов, местных властей и частных организаций. Это определило тот факт, что вплоть до второй мировой войны основу высших учебных заведений ...

Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru