Методика руководства трудом дошкольников в природе

Страница 1

На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи трудовых форм экологического образования.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников посредствам трудовых форм экологического образования.

При разработке данной методики мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

1.Распределение работы между участниками.

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными в звено или несколько звеньев. Этот вопрос неизбежно возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

Постепенно меняется характер воздействия педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с детьми результаты их деятельности.

2. Выполнение задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой, а четвёртый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили её в одно время. Педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи.

3.Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отличает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам, он указывает на них в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8 - 10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение.

Таким образом, каждый процесс труда должен быть четко спланирован и осуществлен в определенной последовательности, что помогает детям быстрее ориентироваться в поставленных задачах и осмысленно их выполнять.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Двум, трём детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Практическая работа социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года. Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, явл ...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Изменяйте режим урока— устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией. В классе жел ...

Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по са ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru