Методика руководства трудом дошкольников в природе

Страница 2

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3-е детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками согласно диаграммы 2 (см. приложение 2). Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда - объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

В формирующем эксперименте была показана методика совершенствования реализации цели исследования, обозначены использованные средства работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и ее содержание. Длился эксперимент один месяц.

Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике с помощью анкетирования.

Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса трудовых форм экологического образования по повышению уровня осознанно-правильного отношения старших дошкольников к природе посредством труда.

Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в Приложении (см. приложение 3).

С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в группе мы построили диаграмму 5 (см. приложение 3). В ней показаны результаты по каждому ребенку, динамику его развития, уровня экологической культуры, то есть было произведено сравнение прошлых баллов к текущим по каждому ребенку в группе. Отсюда следует, что рост уровня показали большинство детей 13 из 15 (86,6 %), что доказывает пользу методики формирования осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников посредствам трудовых форм экологического образования.

Согласно диаграммы 4 (см. приложение 2) и диаграммы 4 (см. приложение 3) количество детей с высоким уровнем развития возросло на две третьи, с 3 до 5 человек. Средний уровень возрос на четверть (стало 10 детей, а было 8). Детей с низким уровнем не стало вообще.

На диаграмме 2 (см. приложение 3) хорошо видно, как группа в целом подтянулась по сравнению с прошлым средним результатом (34,2 балла) и итогом ее работы стал средний балл 38,1. Если раньше 8 человек в группе ответили ниже среднего, то текущий результат составляет уже 4 дошкольника.

Из диаграммы 3 (см. приложение 3) можно увидеть за счет каких ответов произошло изменение результатов исследования. В основном бывшие ответы «нет» перешли в нынешние «да», что и отобразилось в положительной динамике уровня экологической культуры, то есть благодаря практическому труду в природе они четко усвоили навыки бережного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста
Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской сфере песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм ...

Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. К ...

Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru