Культура труда также способствует развитию духовной культуры старшеклассников. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание. В процессе труда люди вступают в определённые взаимоотношения друг с другом и со средствами производства. Конечный результат любого вида труда человека всегда осмыслен. Для его осуществления необходимы знания, умения, воля, внимание, инициатива, смекалка, дисциплина. В этом смысле труд необходим для развития лучших качеств психики человека. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. Отношение к труду как к творчеству становится характерным, проявляясь как в сфере материального, так и духовного производства. В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. Творческий труд всегда увлекает людей, захватывает целиком, становиться неотъемлемой частью их жизни, стремлений. В формировании нравственного облика старшеклассников важная роль принадлежит привычкам. Привычки являются индивидуальной принадлежностью личности. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед своей страной. Долг перед родителями, перед коллективом, перед высшими нравственными принципами. Верность долгу возвышает человека. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг [8, с.140].
Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство. Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу. По мнению А.И. Кочетова, в них проявляется знание себя и отношение к себе, преломленные через отношение к себе со стороны других людей. Базисный характер чести и достоинства личности определяется тем, что вместе с такими понятиями, как патриотизм, трудолюбие, гуманизм и коллективизм, они отражают сущность ведущих моральных отношений, существующих в обществе. Закрепившиеся основные моральные отношения человека проявляются в наличии у него определённых нравственных принципов и соответствующих им личностных качеств, между которыми существует взаимосвязь. Наличие базисных нравственных качеств чрезвычайно важно для каждого человека, поэтому их формированию у старшеклассников следует уделять первостепенное значение [3, с.64]. Наиболее существенными составными элементами чести и личного достоинства являются честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и так далее. Честь и достоинство находятся как бы на вершине всей системы личностных качеств, как бы венчают весь процесс нравственного воспитания учащихся и являются его итоговым критерием. В этом смысле честь и достоинство – результат воспитания у старшеклассников патриотизма и культуры межнациональных отношений, гуманизма и трудолюбия, дисциплинированности и культуры поведения, а также успешной учебной, трудовой, спортивной деятельности и других социально значимых её видов. К основным смысловым характеристикам чести следует отнести: наличие у человека положительной репутации, уважение к человеку со стороны других людей, внутреннее переживание необходимости усилить свою социальную значимость. Обладать достоинством – значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достоинствами человека считаются его здоровье, сила, разумный образ жизни, образованность, трудолюбие, честность, правдивость и другие положительные качества.
Тонкости педагогики:
Молодежь вчера и сегодня
Патриотизм (от Греческого Patris – родина, отечество). Элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, формируются уже в детском возрасте. В ходе социальных преобразований меняется и социальная сущность отечества. Молодежь в советском государстве всегда была, что называ ...
Анализ российских и зарубежных методик оценки
качества образования
Объективная и всесторонняя оценка качества образования необходима. Это крайне важная функция управления качеством образования, без которой не ясно, какие же изменения следует осуществить. Сегодня в России складываются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования. Внешняя система оценки ...
Характеристика детей с нарушениями слуха
Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) ...