Чтобы выделить эти группы детей в классе, были использованы беседы с родителями и детьми; анализировались специально проведенные тесты – опросники родителей; велось наблюдение за детьми.
При наблюдении за детьми на уроках и во время перемен, учитывались особенности детей к восприятию информации. В частности, при записи домашнего задания визуал спишет с доски, аудиал – переспросит у учителя или товарища, кинестетик – откроет учебник и найдет задание. На перемене визуал предпочитает спокойствие и тишину, стоит у окна или стены, рисует, занимается игрушками; аудиал проводит перемену в разговорах; для кинестетика перемена – это возможность размяться, подвигаться.
Осуществлять дифференцированный подход к первоклассникам на уроке затруднительно, так как у них еще нет навыков самостоятельной работы. Поэтому предлагается использовать домашние задания, но небольшого объема и учитывающие индивидуальные особенности восприятия детей. Во время изучения темы "Сложение и вычитание" каждая группа второклассников (аудиалы, визуалы, кинестетики) получала дифференцированные домашние задания. Дифференциация заключается в том, что задания предлагались в различной форме, каждая из которых соответствовала ведущему каналу восприятия той или иной группы детей.
Домашнее задание на закрепление случаев вычитания из 15 можно распределить так:
Аудиалам: надиктуйте на магнитофон все случаи вычитания из 15. Внимательно послушай их. Теперь постарайся запомнить. Послушай ещё раз. Запиши то, что запомнил.
Комментарий: задание для аудитов дается в их ведущей модальности. Проговаривание и прослушивание записи с установкой на запоминание способствует запоминанию. Запись запомнившихся случаев предусматривает перевод аудиальной информации в кинестетическую и визуальную.
Визуалы: внимательно рассмотрите равенства:
Выпишите те из них, в которых уменьшаемое равно 15. Постарайся запомнить. Расскажи маме.
Комментарий: восприятие задания происходит в визуальной модальности. Запись определенных случаев предусматривает перевод информации из визуальной в кинетическую, а воспроизведение в визуальную.
Кинестетикам: возьми открытку. Раздели ее на 15 частей. Убери одну часть. Сколько осталось? Верно ли, что 15-1=14? Убери две части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно и т.д. Теперь сложи из 15 частей открытку так, чтобы было понятно, что на ней изображено.
Комментарий: всё задание построено на работе руками. Запись равенства и изображение на открытке предполагают перевод информации в визуальную модальность.
Рассмотрим такие виды деятельности по формированию вычислительных навыков на других этапах урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового |
Девиз последующей части урока: "Это вы можете!" - Давайте вспомним, что такое сумма. - Это и предстоит вам сделать после прослушивания сочиненного мною математического рассказа. Итак: "Бабушка испекла 12 пирожков. Съели 4 из них. Каким действием можно найти количество оставшихся пирожков? (Условие 1) |
Записав дату, вспоминают цель урока – изучить состав числа 12. Сумма – целое, состоящее из частей (слагаемых). Значит, отделяя от целого одну часть, можем найти другую, т.е. использовать состав числа для нахождения неизвестного слагаемого по значению суммы и известному слагаемому. |
Тонкости педагогики:
Развитие способов и методов обучения
Методы обучения на сегодняшний день можно определить как способы и алгоритмы изложения содержания учебного материала, направленные на его восприятие и усвоение. С организационной точки зрения каждый метод обучения представляет собой систему взаимных связей преподавателя и учащихся, направленных на ...
Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших
школьников в процессе обучения
Но тогда откуда появляется привычка "зубрить"? Учащиеся начальных классов часто легко принимают задание, однако при выполнении его никак не могут выучить материал. Происходит это потому. Что специальное запоминание требует специальной организации деятельности с материалом. От характера эт ...
Содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении
технологических операций на токарно-винторезном станке
В первой главе квалификационной работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезных станках, выявлены исходные предпосылки формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в программном содержании ...