Каждое решение в этом случае будет верным, каждая слепленная ребенком фигурка или панно будут в полной мере отражать его мироощущение на сегодняшний день.
При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя керамики - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.
Педагог дополнительного образования, воплощая в жизнь принципы К. Роджерса, работает на занятиях как художник, мастер. Он выполняет вместе с детьми поставленную им же задачу. Происходит процесс совместного творчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога, перенимая у него приемы лепки или декорирования изделий. В процессе этой работы у него возникает творческое взаимодействие с учениками. Таким образом, в мастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываются для общения, творческих находок.
Педагог помогает некоторым детям в освоении приемов лепки, декорирования, росписи изделий. Многие ученики сами, без помощи педагога, справляются с выполнением творческой задачи.
Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег» проводятся в разновозрастных группах по единой программе, но по принципу дозированной сложности. Дети младшего возраста чувствуют себя более уверенными в своих силах и в том, что получат необходимую помощь, работая рядом со старшими ребятами. Именно в смешанной возрастной группе малыши быстрее проходят период адаптации в коллективе, приобретают некоторую самостоятельность и свободу общения. В группах смешанного типа в учебном процессе создается благоприятный микроклимат, где общее психологическое пространство, равные позиции взрослого и ребенка дают им возможность понимать друг друга в процессе работы, адекватно выражать свои эмоции, проявлять волю. В ходе обучения педагог передает ребенку свою заинтересованность работой, удивляется и радуется вместе с ним. Именно это придает обучению яркий характер, делает его увлекательным, в этом суть игрового построения процесса образования. Педагог, являясь работающим художником - керамистом, преподносит детям только то, что ему самому интересно, делится с ними своими открытиями, творческими находками, находит увлекательное в любом предмете, занимая активную позицию в любом предлагаемом ребенку действии. Впоследствии роль педагога могут выполнять учащиеся старшего возраста, которые в данном случае учатся чувствовать ответственность за другого человека, что способствует формированию полноценной личности. Младшие,видя, как работает педагог и ребята старшего возраста, постепенно овладевают различными приемами лепки и декорирования изделий. Им нравится работать наравне со взрослыми, они привыкают к ответственному отношению к работе, что, несомненно, помогает им в освоении предметов школьной программы.
Опираясь на предложенные в программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» формы проведения уроков, педагог использует разные формы занятий - путешествие, игра, восхождение, праздник и др. В частности, в игровой форме занятия учащиеся заменяют педагога на некоторое время.
Тонкости педагогики:
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией и перееданием уже к 20-30ти годам доводит себя до катастрофического состояния, и ...
Этапы работы над выразительным чтением
Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов: Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. С ...
Принципы здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, ...