Постановка проблем
1. Проблема понимается как соотношение существующего и желаемого и формулируется как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность (например, проблемы текучести кадров нет, а есть невозможность выполнения чего-либо, за счет отсутствия чего-то).
2. Для кого и какие существуют проблемы?
3. Кого они беспокоят? Кому их решать? Причины возникновения трудностей, их следствия?
4. Формулирование проблем, которые выводят на уровень задач (Что предстоит преодолеть? На что можно опереться?)
Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях общеобразовательных школ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.
Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми нами, т.е. конкретным образовательным учреждением, в настоящих условиях.
Опыт показывает, что наиболее плодотворной для дальнейшей работы является последняя, из предложенных, группировка проблем.
Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока (Приложение 4). В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.
Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой (Приложение 5). Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.[55]
Инновации являются необходимым и неизбежным процессом в любой организации, и непременно влекут за собой определенные изменения во внутренней среде организации.
Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет поддержка новаторства со стороны руководства. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей руководителя становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех.
Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки должен быть уверен в защищенности своих прав.
В результате проведённой работы можно сделать ряд рекомендаций,
необходимых для правильной организации системы управленческих
действий директора образовательного учреждения в области
инновационного развития:
- Управление инновационным развитием необходимо сделать максимально демократичным, системным, целевым;
- В управлении развитием образования в учреждении не стоит
одномоментно отказываться от управленческих действий, которые
давали устойчивые положительные результаты в режиме
функционирования: всё хорошее из режима функционирования
переносится как основа в режим развития образовательной и других
систем школы (развитие по «точкам роста»), а новое, апробированное
в режиме развития, управленческим воздействием транслируется в
режим функционирования, поднимая его на новую ступень, то есть,
развивая; и развитие это может быть только инновационным путём.
- Управление развитием образования (как основной сферы деятельности
школы) в учреждении должно, насколько это возможно, предвосхищать,
рассчитывать реально достижимые цели (результаты), а также
своевременно предвидеть возникновение фактов, мешающих их
достижению и реагировать на них до того, как их действие приведёт к
Тонкости педагогики:
Дидактическое обеспечение занятий по обучению учащихся VII-VIII классов
работе на токарно-винторезных станках
В предыдущем параграфе мы рассмотрели методические приемы овладения технологическими операциями работы на токарно-винторезных станках в представленных уроках технологии. Применение дидактических средств обучения коренным образом изменяет структуру урока, помогает с большей пользой использовать кажд ...
История патриотического воспитания в России
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями. Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относи ...
Программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма
Для успешной коррекции нарушений письма у учащихся 2-4-х классов важно грамотно оценить состояние письменной речи и особенности развития психологических предпосылок для её формирования. Важно знать психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. И только на этой основе опреде ...