Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 9

Позднее Х. Триандис определил отношение как «идею, заряженную эмоцией, которая располагает к определенному типу действий в определенном классе социальных ситуаций» (243, с Л 48). Общим в этих определениях является «готовность к реагированию». Кроме того, отношения определяют как прочные, но способные к изменению и скорее общие, чем частные, а также скорее приобретенные, чем врожденные (134, с. 126).

Так большинство наших ученых, зарубежные выделяют три взаимосвязанных компонента отношений:

познавательный (когнитивный), т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте;

эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект;

поведенческий компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.

Из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то обычно предполагают их тесную взаимосвязь с поведением (134, с. 126).

Х. Триандис по этому поводу пишет: «Отношения включают в себя то, что именно люди думают и чувствуют об объекте отношения к нему. Поведение определяется не только тем, что бы хотелось делать людям, но и тем, что они считают необходимыми последствиями их поведения» (243, с. 153).

Подводя итог анализу отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам ценностей, отношений, деятельности, необходимо отметить недостаточную разработанность проблем волевого обеспечения деятельности, реализации личностью своих ценностей и отношений. Пожалуй только К.А. Абульханова-Славская (1) уделяет должное внимание значению волевой активности личности в процессе деятельности, будь то обычная или ценностно-ориентированная. Несомненно, что воля может быть действенной только будучи направленной на ценность, и только ценностно-ориентированная деятельность способствует напряжению всех волевых усилий личности.

Но тогда справедливо и обратное: эффективность любой деятельности, результат формирования ценностного отношения к чему-либо напрямую зависит от степени волевой активности личности, уровня сформированности ее волевой сферы.

Вопросы изучения воли, волевых качеств, волевых усилий наименее разработаны педагогической и психологической наукой. В зарубежной научной литературе «воля» вообще не рассматривается как психическое образование личности. Считается, что в активности личности главную роль играют такие психические образования, как аттитьюд, установка, мотив, ценностная ориентация, интерес, настрой и т.д. По мнению зарубежных специалистов, успешность и эффективность деятельности зависит только от степени мотивации и силы потребности личности к данному виду деятельности и ее результату. Но если исходить из этого положения, то как объяснить факт, известный любому педагогу, что одни дети проявляют целеустремленность, активность, организованность, настойчивость, самостоятельность в любой предложенной им деятельности, естественно, с разной степенью интенсивности в зависимости от уровня мотивационно-ценностного отношения к объекту; другие же в любой деятельности ведут себя вяло, пассивно, безынициативно, беспомощно. Следовательно, есть «нечто», присущее личности и определяющее степень успешности любой ее деятельности. Это «нечто» - и есть волевая сфера личности, от степени сформированности которой зависит уровень волевой регуляции любой деятельности человека.

В отечественной педагогике и психологии понятие воли также недостаточно разработано. Имеется весьма ограниченное число публикаций, посвященных этой теме (42,49, 105, 106, 143, 163, 197, 198, 204).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru