Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 7

Несомненно, что под «ядерными» отношениями А.А. Бодалев подразумевал осознанные ценностные отношения личности. Далее А.А. Бодалев делает важный вывод о структуре отношений: «Говоря об отношениях, характеризующих личность, следует подчеркнуть, что это прежде всего переживание человеком нужды в чем-либо, одновременно это всегда определенный уровень осознания человеком действительности, выражающийся в специфической (исходя из потребностей и интересов) расстановке акцентов в содержании развертывающихся у него познавательных процессов, в их направленности и активности. Вместе с тем это и отбор и активизация способов поведения, отвечающих этому содержанию, корректируемому характером имеющихся у человека потребностей и интересов. Таким образом, отношение личности - это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, это и готовность к определенному действию, часто и само действие. Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение к чему-либо, то имеем в виду следующую триаду:

сформированность у человека определенной системы взглядов;

развитие ставших для него типичными форм эмоционального реагиро-вания на каждую их этих социальных ценностей;

воспитанность способов трудиться, общаться и т.д., ставших характерными для него.

В каждом таком отношении все названные компоненты триады теснейшим образом связаны и непосредственно влияют друг на друга». (44, с.128-129).

Большой вклад в понимание сущности механизма формирования отношений в процессе деятельности внесла К.А. Абульханова-Славская: «Отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее дальнейшее движение; сама жизнь есть некоторые ценностно-смысловые и, вместе с тем, жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности. Они проявляются в постановке задач, которые решает личность, в избирательности к этим задачам, разной мере активности, настойчивости, самостоятельности, которые она проявляет при их решении» (2, с. 163-164). В этом определении мы выделили бы очень важный момент, отражающий значение волевых качеств личности в процессе реализации ее отношений.

Далее К.А. Абульханова-Славская утверждает: «Все отношения личности к действительности носят ценностный характер» (2, с. 189). Здесь мы хотели бы уточнить: не ценностный, а оценочный, поскольку ценностный характер отношения предполагает как эмоциональный, так и сознательный уровень взаимодействия субъекта с объектом, а далеко не каждое отношение носит осознанный характер, тогда как любое ценностное отношение является осознанным.

На это указывал и С.Л. Рубинштейн (1934), считавший что сознание связано с ценностным аспектом отношения субъекта к миру (157).

Далее, развивая тезис о единстве сознания и деятельности, выдвинутый С.Л.Рубинштейном и поддержанный Б.Г. Ананьевым (12), А.Н. Леонтьевым (117), Л.С. Выготским (69), К.А. Абульхановой-Славской делает очень важный вывод: «Простое исполнение деятельности не развивает и даже не обогащает личность - важно отношение личности к деятельности».

В этом тезисе, на наш взгляд, кроется одна из основных причин низкой эффективности школьного физического воспитания в решении задачи формирования здорового образа и стиля жизни у подрастающего поколения. Действительно, учащиеся на уроках физической культуры, будучи пассивным субъектом учебно-воспитательного процесса, выполняют, как правило, физические упражнения, предлагаемые учителем, не вникая в их оздоровительный эффект, поэтому никакого ценностного отношения к здоровью у них не формируется. Отсюда напрашивается вывод: необходимо учащихся в процессе физического воспитания вовлечь в ценностно-ориентированную деятельность, в процессе которой у них будут развиваться их личностные качества, формироваться необходимые ценностные ориентации и отношения к ценностям физической культуры, здорового образа и стиля жизни. Этой же точки зрения придерживаются Н.Б. Крылова, которая подчеркивает, что для современного российского менталитета необходимо новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности (111, с.67), М.Я. Виленский, считающий, что для повышения воспитательного потенциала процесса физического воспитания необходимо придать ему личностный, мотивационно-ценностный смысл (61, с. 12).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задач ...

Методы развития качеств творческой личности
1. Творческие способности относятся к типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность н ...

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru