Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 8

Ценностно-ориентированная деятельность, в отличие от обычной, предполагает участие ученика в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной психической работой его сознания.

На первом этапе (целеполагание), в соответствии с требованиями исходящими от ценности, субъект решает для чего совершать данную деятельность.

На втором этапе (осознание) происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности.

На третьем этапе (осмысление) субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность?

Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении ценности «здоровье» в школьном физическом воспитании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся ценностного отношения к здоровью и в результате у учащегося не возникает потребности здорового образа и стиля жизни.

Рассматривая вопрос о формировании ценностного отношения, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что основной механизм в этом процессе заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых человек учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям. С определенного этапа субъект начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано в механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности (2, с. 185).

Далее, определяя содержание и форму ценностного отношения, М.С. Каган показал, что ценностное отношение, как все культурные явления и процессы, имеет содержание и форму проявления этого содержания.

Содержательная сторона ценностного отношения - воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей.

Понятие «мировоззрение» обозначает двухуровневую систему ценностных оценок: нижний ее уровень - переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей - социально-психологический; верхний - осознаваемый, и поэтому так или иначе опредмечиваемый - идеологический (рис. 5). Именно он превращает ценностное отношение в ценностное сознание, которое делает оценивающее переживание реальности ее оценивающим осмыслением. Оно-то и является содержанием ценностной связи субъекта и объекта, эмоционально-психологическая ее структура -формой, в которой данное духовное содержание обретает психическую реальность, таким образом, мировоззрение как интегральное определение ценностного отношения человека к миру схватывает мироощущение и мироосмысление (93, с.82-83).

Как видно на схеме, в процессе ценностного отношения к объекту изменяется не только сам объект, но и субъект.

Признавая существенный вклад М.С. Кагана в философское определение содержания и формы ценностного отношения, все-таки следует отметить недооценку им поведенческого компонента формирования ценностного отношения.

Проблема определения и формирования отношений была одной из самых актуальных и в зарубежной педагогической и психологической науках (134).

В.Олпорт охарактеризовал отношение как психическое и нервное состояние готовности, возникающее в ходе прошлого опыта и направляющее или динамически воздействующее на реакцию человека, на все объекты и ситуации, с которыми он сталкивается (206, с. 148).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Создание презентации с помощью Мастера автосодержания
После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку О ...

Понятие «интеллект», «интеллектуальные способности», «информационные технологии», их сущность и содержание
Понятие «интеллект», как и многие другие понятия совре­менной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера «Продуктивное мыш­ление». — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употре ...

Психологические типы личности
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru