Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Страница 3

Предварительное планирование предстоящей работы – один из центральных моментов в любой работе. Воспитательница учит детей выделять части предмета, места и способы соединения, материал, его количество. Обращается внимание на трудовые операции, которые можно выполнить, чтобы получить вещественный результат. Определяется порядок выполнения трудовых операций: сначала заготовка деталей, затем их склеивание, а потом отделка. Планировать можно как сам трудовой процесс, так и трудовую деятельность в целом: какие материалы, инструменты нужны, как подготовить рабочее место, как распределить объем работы между всеми участниками, если труд коллективный. Таким образом, мы можем говорить о планировании труда в более узком и широком смысле. Освоение последовательности трудовых операций рассматривается как обязательное, ибо является основой для самостоятельного планирования в старшем возрасте. Навыками планирования труда дети овладевают постепенно. Сначала предварительное планирование трудовой деятельности осуществляется полностью воспитательницей: она отбирает необходимые материалы, показывает или напоминает последовательность действий, распределяет работу между детьми. По мере овладения трудовыми навыками ребята сами переходят к элементарному планированию. Овладение навыками планирования трудовой деятельности способствует значительному улучшению качества результата труда, закрепляет у детей у детей интерес и любовь к труду, создает благоприятные условия для воспитания самостоятельности, инициативы, положительных взаимоотношений. Требования к планированию усложняются в направлении от умения планировать отдельные трудовые процессы к навыкам планирования в целом трудовой деятельности. При планировании трудового процесса учитываются лишь приемы и порядок их выполнения. Планирование трудовой деятельности в целом включает большое число разнообразных компонентов: прежде чем приступить к работе, дети подбирают все необходимое для ее выполнения, готовят рабочее место, определяют, что будет делать каждый из участников труда и в какой последовательности. Дети старшей группы овладевают сложным навыком планирования коллективной работы. К этому нужно подвести каждого воспитанника группы. Овладеть навыком планирования помогает прямое научение. Воспитательница связывает оценку деятельности ребенка с умелым ее предварительным обдумыванием, планированием. Так дети усваивают связь между планированием и качеством выполнения работы.

В детском саду стало правилом каждую работу заканчивать уборкой рабочего места, материалов и оборудования. Если воспитательница постоянно обращает внимание на этот момент, требует наведения порядка после работы, у ребят формируется соответствующий трудовой навык, экономное и бережное отношение к используемым материалам.

1. К уборке рабочего места надо привлекать всех детей. Если, к примеру, ребенок принял участие в стирке кукольного белья, он должен отнести таз, подносы, ведро, протереть клеенку, сложить и убрать все на рабочем месте. Если ребенок работал с деревянным материалом, он должен сложить инструменты, смести со стола, протереть около него пол или замести влажным веником.

2. Сами инструменты также надо протирать, просушивать. Например, грязными лопатами ребята не хотят пользоваться. Готовя необходимое оборудование для труда, они стараются выбрать чистые и хорошие инструменты. Чтобы инвентарь был всегда таким, надо за ним ухаживать: чистить, мыть, просушивать, хранить в сухом месте.

Подобное требование предъявляется к уборке любого оборудования, включая тряпку, который дети протирают по мере необходимости пол.

3. Воспитательница должна учить ребят убирать остатки материалов, воспитывать бережное обращение с ними. Например, педагог предлагает просмотреть оставшийся материал, подумать, можно ли его в дальнейшем использовать. Она советует: «Не нужно выбрасывать кусочки красной бумаги. Из них можно изготовить мелкие детали для украшения изделий».

4. Надо обращать внимание на то, чтобы после работы общий порядок в группе был восстановлен.

5.Формирйя у детей трудовые навыки, воспитательница должна обращать внимание на темп работы, ее аккуратность, тщательность, используя словесные указания, совет, выдвигая соответствующие требования, подавая личный пример. В оценке труда ребенка нужно устанавливать зависимость качества результата от степени овладения трудовыми навыками. Руководя трудовой деятельностью детей, воспитательница одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в деятельности можно выделить две стороны: руководство процессом трудовой деятельности детей, решение задач обучения и формирование значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость. Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Механизм моторной алалии
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы: сенсомоторные; психологически ...

Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребе ...

Что формирует личность: наследственность или среда
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь межд ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru