Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Страница 2

Воспитательница объясняет, что выполнить задание можно различными способами, в то же время одним и тем же способом можно достичь разных результатов. Так, научившись строить одноэтажный домик и делать перекрытие, дети могут конструировать дома разной высоты усвоенными способами, а используя различные приемы организации пространства с помощью кирпичиков и кубиков, строить дома по условиям.

Дети часто подражают действиям сверстников. В целом такой путь приобщения к трудовым умениям вполне правомерен, если он способствует последующему развитию детской активности и самостоятельности. Однако для некоторых воспитанников подражание становится основным и единственным способом овладения трудовой деятельностью и знаниями. Таких детей следует чаще привлекать к коллективному обсуждению выполненных задний, предоставлять возможности для проявления их собственной инициативы. Дети начинают привыкать согласовывать свои действия ради достижения общей цели, помогать сверстникам. Постепенно у них формируется умение подчинять свои желания замыслам детского коллектива. В результате целенаправленного воспитания появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Следует постепенно приучать ребят к работе, объединенной общей целью, которая реализуется только при равноправном участии всех детей. Так, после того, как дети научились строить гараж из маленьких кирпичей и изменять его конструкцию в зависимости о условий, педагог может предложить им построить большой гараж для всех машин, которые имеются в группе. Воспитательница намечает мелом контуры гаража, разбивает дошкольников на четыре подгруппы и указывает, что каждая подгруппа будет строить одну сторону. Все вместе решают, как будет создаваться постройка. Затем ребята подбирают большие кирпичики и строят стены гаража. Когда все будет готово, в гараж заводят машины и убеждаются, что он вмещает их, потому что все постарались построить его прочным и большим. Педагог объединяет работу каждого в общий результат.

Используя возникающие ситуации, педагог вводит несколько правил, организующих поведение, разъясняет их смысл и формирует поведение, соответствующее правилам: перед занятием необходимо навести порядок в группе; убирать игрушки надо быстро, чтобы не задерживать всех детей, во время уборки помогать друг другу, затем привести себя в порядок. Педагог, разъясняя правила, опирается на конкретные поступки детей, показывая необходимость выполнения результата.

В течение года педагог воспитывает у детей интерес к содержанию занятий, опираясь на который формирует представление об их значимости. На занятиях можно узнать много нового и интересного. Воспитательница стремиться к тому, чтобы результаты работы детей отражали их стремление выполнять задание прилежно и аккуратно. Эти стороны трудовой деятельности воспитанников должны занимать наибольшее место в работе педагога.

Выполнение заданий по изготовлению игрушек из готовых форм не только способствует формированию технических навыков, но и стимулирует умственную активность детей, их самостоятельный поиск способов действия. Прежде чем начать конструировать игрушки: домик, автобус, ребята по предложению воспитательницы обдумывают, как соединить формы между собой, какую часть намазать клеем, обозначают эту часть штриховкой.

Основные приемы обучения – это показ образца и объяснения способов действий. Педагог подробно объясняет и показывает весь процесс выполнения поделки. Объяснение предшествует деятельности детей. Оно должно быть четким и кратким. Например, при поделке домика по готовому образцу, дети изготавливают из самого листа – дом, из цветного прямоугольника – крышу, из цветной полоски – трубу, окна, дверь.

Так же строится занятие по изготовлению автобуса.

В конце года у воспитанников старшей группы появляется необходимый опыт работы, и тогда педагог организует занятие, связанное с конструированием по замыслу. За день-два до занятия подготавливают небольшую выставку поделок из бумаги и вспоминает вместе с ними, как они делаются.

Перед занятием воспитательница предлагает из изготовленных заранее и разложенных на столе форм отобрать нужные части: прямоугольники, квадраты, полоски, кружки из мягкого картона. В ходе выполнения работы она руководит детским творчеством: здесь уместны и совет, и вопрос, иногда и практическая помощь; проверяет, точно ли дошкольники воплощают свой замысел. Оценивая готовые поделки, воспитатель прежде всего отмечает те, в которых проявилась индивидуальность, а также аккуратно и правильно выполненные.

Воспитательница развивает у старших дошкольников технические навыки ручного труда. Усложнение технических навыков идет в двух направлениях: сначала дети изготавливают поделки из готовых деталей, причем конструкции поделок усложняются – скамейка, стол, диван, санки, самолет, тележка, машина, пароход. Затем они сами делают все детали будущей поделки.

Много поделок для сюжетно-ролевых игр можно сделать из бумаги – палатку, вертушку из коробок путем склеивания бумаги – мебель, мостик, машины. Работа с такими материалами, как солома, нитки позволяет овладеть навыками плетения – корзиночки, посуда, а с семенами, ягодами, листьями – навыками нанизывания – гирлянды, бусы.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...

Анализ занятости выпускников детского дома
Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мы получили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах – 3 человека, в ПТУ – 30 человек, обучаются на курсах – 2 человека, 15 человек ...

Методическая схема изучения признаков равенства треугольников
Систематический курс геометрии начнем изучать в 7 классе со знакомства с основными свойствами простейших геометрических фигур, которые сформулированы в виде аксиом. № 47, стр.23 АС и ВС пересекаются, т.е. точка В лежит в одной полуплоскости, а точка А – в другой (?) Точка В1 (АС) и лежит между точк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru