Анализ организации педагогической работы в ДОУ

Страница 2

Одно из важных направлений работы ДОУ – трудовое экологическое воспитание, с использованием программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников». Благодаря творческому поиску педагогов в группах ДОУ создана нестандартная, развивающая, экологизированная игровая среда. Групповые уголки природы оборудованы с учетом совершенных требований: более 80% растений задействовано в педагогическом процессе. Комнатные растения классифицированы по разным потребностям к свету, влаги, по месту произрастания – растения южных стран, пустыни, нашего региона. Цветы оформлены в кашпо, в торшерах, в композициях. Круглогодично функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Оборудованные экспериментальные уголки «Маленький эрудит», «Хочу все знать», «Веселый лабиринт», схемы – карты, объемные макеты, дидактические игры природоведческого характера позволяют детям испытать радость экспериментирования, чувствовать себя первооткрывателями, вычленять простейшие закономерности. Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам ввести детей в мир литературно-художественного искусства: КВН «Маленький сибирячок», «Лесная школа». Знания народных примет, результаты собственных наблюдений дали возможность детям прогнозировать погоду, составлять рассказы, делать зарисовки в «Календаре эмоционального состояния природы», принимать участие в городских конкурсах рисунка «Берегите Землю от пожара», «Люблю тебя, Земля», «Мир, который построил «Я»». Коллективные работы детей – тестопластинка, рисунки, коллаж, мозаичное панно – гармонично вписываются в оформление детского сада. Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. Игровые площадки дошкольного учреждения озеленены деревьями и кустарниками, посаженными родителями и детьми.

Основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая, это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. В играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребенок самостоятельно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются творческие, организаторские способности, инициатива, изобретательность. Игра – не только форма организации жизни ребенка, ведущая деятельность в развитии дошкольника, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта. В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности:

- встречи, дружеское общение с людьми труда в детском саду;

- рассказы о людях разных профессий;

- изготовление совместно с детьми игрушек и пособий для игр.

Творческий поиск и мастерство воспитателей позволили создать условия в группах для успешного развития каждого ребенка в процессе свободной игровой деятельности. Для этого совместно с родителями и детьми организована предметно-развивающая среда детских групп, освобождено пространство для творческих игр. Разнообразие игр, умелое руководство педагогами детскими позволяет добиться определенных результатов:

повышается творческая активность детей в игре;

дети самостоятельно распределяют роли, объединяются в игровые коллективы, действуют сообща, договариваются о сотрудничестве, решают спорные вопросы и конфликты, подбирают нужные для сюжета игрушки, они общительны, доброжелательны;

умеют импровизировать.

Следует обеспечить игре такое место в педагогическом процессе, чтобы она стала по праву ведущей формой организации «детского общества».

Детское творчество есть в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе господствующих в обществе отношений. В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых. Для современной культурологи характерно понимание творчества как результата человеческой свободы, формы самоутверждения, самораскрытия, развертывания сущностных сил человека: Ц.Т. Арзаканьян, И.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.В. Соколов. В то же время, подчеркивает М.С. Каган, определение сущности культуры через творческую способность человека таит в себе явную односторонность, ибо человеческая деятельность соединяет начала творческое и репродуктивное, креативное и традиционолистическое. Данное положение является весьма значительным для понимания сущности культуры вообще и культуры детства в частности, т.к. без усвоения ценностей, норм, способов культурной деятельности детское творчество состояться не может. Воспитательный момент выходит на первый план, важно подчеркнуть, что нужно ориентироваться не на воспитание личности, не на непосредственное воздействие на жизнь личности, ибо личность рождается только усилиями самого человека, а, как справедливо отмечает Библер, на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления, с идеями различных культур. Формирование «человека культуры» означает формирование в нем той культурной способности, а реальное использование ее будет вести ребенка и к формированию себя как личности. «Ступенчатость» становления личности, которая заключена в логике развития основных культурных сфер, может быть одной из методологических основ определения и планирования доминантных установок педагогического действия на разных этапах воспитания. Организация педагогической деятельности на основе знания логики культуры и построение архитектуры педагогического пространства в соответствии с логикой культуры позволит строить «социум культуры» и встроить в ее деятельность ориентацию на формирование «человека культуры».

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...

Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...

Нравственная культура современного общества
Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: всё большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru