Самовоспитание нравственной культуры подростков

Современная педагогика » Формирование нравственной культуры старшеклассников » Самовоспитание нравственной культуры подростков

Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности. Она проявляется в единстве сознания и поведения и достигается на уровне этического самосознания старшеклассника как субъекта нравственных отношений. При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм [6, с.99]. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания школьников. Дело в том, что учащимся необходимы ещё и образцы нравственного поведения конкретных людей. Пресса даёт нам примеры повседневного нравственного поведения людей (публикации об инициативе, таланте и изобретательности людей), с помощью которых формируется эталон личности человека. Нравственное самовоспитание подростков связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.

Самообязательства и их выполнение, умение держать слово, искренность в отношениях со всеми – важные способы самовоспитания в этом плане. В старших классах на основе честности уже становится возможным переход от воспитания к самовоспитанию принципиальности и других нравственных качеств. Нравственное самовоспитание можно организовать на базе любого вида работы. Самовоспитание становится устойчивым тогда, когда учащиеся имеют чёткую программу и овладевают его приёмами и методами. Программа выступает как единство цели, временных границ и средств самовоспитания.

В результате работы по формированию мотивов воспитания подростки сосредоточивают свои усилия на преодолении недостатков в тех видах деятельности, где они чаще всего проявляются. Программа самовоспитания каждого подростка должна состоять, прежде всего, из краткой самохарактеристики с указанием на недостатки. В нравственном самовоспитании школьников любого возраста ведущее значение имеет сформированность коллектива. У подростков на первый план выступает общение как ведущая сфера их самовыражения, самопроявления и самоутверждения. Здесь решающее значение имеют ценности, принятые в среде старшеклассников [5, с.112]. Как средство самовоспитания можно использовать общественные поручения. Временные поручения даются подростку главным образом для того, чтобы он понял недостатки своего характера.

Все приёмы побуждения к нравственному самовоспитанию используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности ученика. В современных условиях становится особо актуальной задача трудового и экономического воспитания старшеклассников. Трудовое воспитание и самовоспитание должны связываться с практическим участием подрастающего поколения в совершенствовании общественного производства, в деятельности предприятий, так как отношение к себе невозможно сформировать без включения подростков в трудовые производственные отношения. Трудовое воспитание призвано поставить подрастающее поколение в позицию субъекта труда, преобразователя природы, общественных отношений, творца реальной действительности, что должно сопровождаться управляемым, регулируемым преобразованием духовного мира самого субъекта труда. В этом случае содержание, характер трудовой деятельности, способ её организации являются регуляторами психического развития личности.

Труд и самовоспитание по своей природе – два волевых процесса, требующих идентичной психической активности и совершенствования единого механизма саморегуляции, управления собой. Организуя самовоспитание, мы тем самым готовим личность к труду, а более высокая трудовая воспитанность обеспечивает и более эффективное самосовершенствование. Специфика деятельности и отношений к производству, к людям труда предъявляет определённые требования к самоизучению и саморегуляции поведения школьников. Участие в деятельности способствует правильному прогнозированию её результатов, направленности действий, позволяет лучше определить своё призвание.

И чем лучше учащийся знает особенности своего внутреннего мира, тем продуктивнее его деятельность. С развитием успеха в деятельности у подростков появляется уверенность в своих силах, целеустремлённость и возрастает общественная активность. Личность формируется интенсивнее. Деятельность становится основой самовоспитания, если общественные и социальные идеалы человека соединяются с личными идеалами, обогащают их. Ценность деятельности для самовоспитания определяется степенью её трудности для учащихся. К самовоспитанию побуждает деятельность, нарастающая по трудности, она заставляет вырабатывать новые качества характера и трудовые умения, постоянно тренировать и совершенствовать себя. Деятельность становится основой самовоспитания, если в ней сочетаются личные, коллективные и общественные интересы [5, с.122]. Нельзя забывать и об эстетическом самовоспитании. Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом отношении эстетическое самовоспитание подчинено общему закону: оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, завершением. Но главная особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания. Наука и искусство, объединившись, могут воспитывать человека и побуждать его к самовоспитанию, самосовершенствованию во всех отношениях. В своей взаимосвязи эстетическое воспитание и самовоспитание способствуют решению воспитательных задач во всех направлениях совершенствования личности. Важным звеном в нравственном воспитании является физическое самовоспитание. Функции физического самовоспитания осуществляются тем эффективнее, чем гармоничнее они связываются в единое целое, в систему точно отработанного управления физическим развитием личности. Результативность физического воспитания и самовоспитания определяется тем, как оно сказывается на целостном развитии личности, а не только на здоровье и физических качествах подростков. Физическое самовоспитание способствует гармоническому развитию личности, служит решению самых различных воспитательных задач.


Тонкости педагогики:

Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий: мультимедиа комплекс "Linguist"
Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где поменялись правила написания слов, в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, сущест ...

Понятия и основные подходы в исследовании творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Бол ...

Анализ занятости выпускников детского дома
Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мы получили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах – 3 человека, в ПТУ – 30 человек, обучаются на курсах – 2 человека, 15 человек ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru