В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила развитие благодаря исследованиям Э.И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. По ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной речевой среде, общении с говорящими детьми. Настаивая на необходимости раннего всестороннего воспитания и обучения детей в семье, обеспечивающего высокий уровень общего и речевого развития глухих и слабослышащих, Э.И. Леонгард считает, что «обучение в массовой школе не является самоцелью», оно становится «следствием нормализации жизни детей в семье и в детском саду». Воспитание в массовом детском саду и обучение в массовой школе детей с нарушенным слухом должны обеспечиваться в результате высокого уровня общего развития и речевой подготовки детей, активного участия родителей в процессе нормализации их жизни. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дошкольное учреждение невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе посещение массового детского сада не может обеспечить все направления работы, в которой нуждается глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому, как правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени, увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др.
В организации интегрированного обучения дошкольников с нарушениями слуха велика роль других специальстов, например, сурдопедагогов. Важное значение имеет организация взаимодействия сурдопедагогов сурдокабинетов, консультативных групп с педагогами и воспитателями массовых дошкольных групп, где воспитываются плохослышащие дети. В настоящее время в штатные расписания отдельных детских садов, которые посещают дети с нарушениями слуха в числе шести-восьми, рекомендуется введение должности сурдопедагога. Он возглавляет всю работу по организации коррекционных занятий, консультированию воспитателей, контролю за развитием детей, обучению родителей. Организация коррекционной работы сурдопедагогами сурдологических кабинетов, консультативных групп предполагает проведение индивидуальной работы по развитию речи, формированию ее произносительной стороны, обучению чтению и письму, развитию слухового восприятия. Сурдопедагог также дает подробные рекомендации по различным проблемам воспитания ребенка, расширению представлений об окружающем, формированию математических представлений и обучению счетуи т.д.
Тонкости педагогики:
Методика руководства трудом дошкольников в природе
На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи трудовых форм экологического образования. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к прир ...
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных
возрастных группах
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окр ...
Природа как средство развития словаря детей
дошкольного возраста
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости ...