- многообразие и гибкость содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов Европы;
- открытость и доступность образования, обеспечиваемые мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах и введением технологий и организационных структур дистанционного обучения.
Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
- введение двухуровневого обучения;
- введение кредитной системы;
- контроль качества образования;
- расширение мобильности;
- обеспечение трудоустройства выпускников;
- обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Однако мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает первую ступень – бакалавр, вторую ступень – магистр, но в России введение двухуровневой системы столкнулось с серьезными проблемами.
Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования требует перелицензирования всех высших учебных заведений, выработки новых критериев реализации бакалаврских и магистерских программ, расчета конкретной стоимости подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям подготовки, организации реального конкурсного отбора на магистерскую подготовку с предоставлением равных прав выпускникам других вузов, определения необходимого объема подготовки магистров.
России необходимы преобразования, но в силу внутренних причин концентрация финансовых средств для этого, крайне затруднена. Включение в Болонский процесс помогло сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему образования, более понятную для иностранных граждан.
При этом цели Болонского процесса не в полной мере отвечают общемировым тенденциям, поэтому нельзя сводить к нему все реформы. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции.
Болонский процесс является хорошим попутчиком, обеспечивающим решение тактических задач, стоящих перед российским образованием.
Новые подходы и методы единого общеевропейского образовательного пространства базируются на формировании общего понимания содержания квалификаций и структур степеней выпускников – специалистов и включают в себя следующие приоритетные направления работы высших учебных заведений:
- определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов обучения (бакалавр, магистр);
- гармонизация учебных планов с точки зрения структуры программ и методов обучения;
- определение специальных компетенций выпускников;
- разработка методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки специалистов.
Студентам участие нашей страны в Болонском процессе дало признание дипломов полученных за рубежом, на территории государств, подписавших Болонскую декларацию. Из этого следует, что у выпускников российских вузов появились реальные шансы трудоустроиться за рубежом по специальности. Так же способствовало упрощению поездок российских студентов на учебу в Европу. Появилась возможность дистанционно обучаться в зарубежных вузах.
Тонкости педагогики:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...
Проявления творческих качеств в творческой личности в подростковом периоде
творческий личность подростковый качество Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства, как «Девятый вал» Айвазовского, или же создание механизма, например, парового двигателя. Только если в художественном мы видим воображение, свободный полет м ...
Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения
Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др. Преобладание того или иного направления ...