Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием.
Образование как система – это множество образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессиональному направлению. Но, это не просто совокупность образовательных объектов, компонентов, явлений, процессов, а взаимосвязь и взаимодействие, при которых система образования приобретает новые качества: гибкость, динамичность, вариативность, стабильность, прогностич-ность, преемственность, демократичность.
В настоящее время российская система образования представлена в следующем виде:
- дошкольное образование;
- начальное образование (начальная школа);
- неполное среднее образование;
- полное среднее образование или производственно-техническое образование;
- высшее образование.
Сейчас в России всеобщее 11-летнее школьное образование.
За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России. Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями.
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.
Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.
Для реализации системы управления качеством образования в муниципалитете определенны несколько блоков приоритетов, а именно дошкольное и начальное образование, обеспечение обязательного основного общего образования, обеспечение сохранения здоровья детей, научно-методическое обеспечение оценки качества образования, информационно аналитическая деятельность, наличие необходимой нормативной базы функционирования учреждений.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Управление качеством подготовки специалистов является комплексным процессом, включающим выбор показателей качества, содержания, форм, методов и средств обучения, организационных, технических и других аспектов управления с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 и методов всеобщего управления качеством (TQM), которые положены в основу моделей европейской и российской премий в области качества.
Необходимо отметить, что международные стандарты семейства ИСО-9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы их внедрения конкретной организацией.
Эффективное управление в каждой системе начинается с компетентности высшего звена. Именно руководство высшего звена обязано исходить из стратегии, что вуз способен на большее, по сравнению с прошлым. В организационной структуре вуза могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством.
Система качества образования в вузе должна гарантировать обеспечение требований к выпускникам вуза в соответствии с государственными образовательными стандартами за счет создания необходимых условий. Обеспечение и управление качеством подготовки студентов следует построить так, чтобы отклонения от требований предупреждались заранее, а не исправлялись после того, как были обнаружены. На рынке образовательных услуг должна быть закреплена репутация вуза как надежного поставщика высококачественных специалистов с минимальным риском для тех предприятий, которые можно считать заказчиками.
Тонкости педагогики:
Технология опыта
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключе ...
Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребёнка с проблемами интеллектуального развития
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40 % семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собствен ...
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Цель исследования - выявить уровень социальной адаптации детей, разработать основные направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса в количестве 30 человек МБОУ СОШ № 3 г. Бирска. Исследование было проведено в 3 этапа: На I ...