Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознания специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить. Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил символом. Действие и слово дополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Трудовые действия взрослого и дошкольника восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.
Таким образом, совместная деятельность по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно от того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился в уголке природы и реально заботился о подопечных питомцах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников [10].
Отношение к природе в процессе моделирующей деятельности у детей формируется косвенно, исподволь, как результат совместной с воспитателем работы, в которой рождается заинтересованное отношение к моделированию и к объекту природы одновременно. Для формирования отношения имеет значение и то, что совместная деятельность длительно протекает во времени, происходит постоянно, но периодически [10].
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе, развивается познавательный интерес – у детей возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое.
На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если только оно сопряжено с действием. Важно подчеркнуть, что знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно-правильное понимание того, что происходит, почему надо делать что-либо.
Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление конкретных сведений о таинствах жизни в природе [10].
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее спровоцировало. В свою очередь, усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них ценностного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира [11].
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе, учит относиться к живому как к ценности [12].
Тонкости педагогики:
Письменная речь и задачи ее развития
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых д ...
Высшее образование в России в середине XIX века
К середине XIX века в России существовали шесть университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский [3]. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, ученых. Университеты явл ...
Обобщение исследований творческой активности младших школьников
В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом эксперимента послужил мой класс в период с 2007г. по 2010г. (с 1 по 4 кл.) Целью исследований было выявить влияние стимулирования воображения, творческого мышления, р ...