Привлечение детей к проведению несложных опытов имеет очень большое значение для развития их наблюдательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Воспитывать устойчивый интерес к природе и ценностное отношение можно только на примере положительных результатов [7].
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, праздники и развлечения.
Занятия – это основная форма организации детей. Воспитатель проводит занятия со всей группой и в строго отведенное время. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Наряду с образовательными, на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование ценностного, заботливого отношения к природе, развития эстетического отношения к ней [12].
Экскурсии – это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду и так далее Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств, ведет к признанию ценности и значимости природы [7].
Прогулки широко используются для формирования правильного отношения у детей к окружающему миру. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту и неповторимость [12].
Интересная и разнообразная работа проводится в уголке природы и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых умениях и навыках. Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности, построение взаимоотношения человека с природой на равных.
Значение праздников и развлечений трудно переоценить. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны правильного отношения к окружающему, в том числе и к природе [12].
Таким образом, задачи формирования ценностного, гуманного отношения к природе должны решаться как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни детей через различные методы и приемы обучения, которые должны использоваться в комплексе для повышения эффективности воспитательного воздействия на дошкольников.
Так же важно помнить, что ценностные отношения детей к окружающему миру выражают их позицию относительно природоведческой деятельности человека, внимание к предметам и явлениям природы.
Экологическая позиция ребенка является своеобразным «фильтром» при восприятии природных объектов, и от того, какой она будет, зависит степень формирования у дошкольника субъективного отношения к природе. Она обладает определенными параметрами, в которых выражаются его нравственные качества, которые необходимо учитывать во время организации воспитательно-образовательного процесса.
Существуют разные экологические позиции человека по отношению к природе. Наиболее важной в формировании у дошкольника отношения к природе может быть паритетная позиция – готовность взаимодействовать с природой на равных, с уважением и вниманием.
Паритетная позиция ребенка по отношению к окружающему миру развивает в нем чувства ответственности и сознательной оценки своих поступков и образа жизни через использование эмпатии (сопереживание), идентификации (отождествление), рефлексии (самоанализ своих действий и поступков) и субъектификации (природный объект рассматривается как субъект). Это способствует формированию доброжелательности, что является необходимым условием благополучной жизни человека на нашей планете.
Важно формировать у детей правильную, позитивную позицию по отношению к окружающему миру, в том числе к живой природе.
Итак, ценностные отношения заключаются в той позиции, которую занимает человек по отношению к обстоятельствам, выдвигаемым ему жизнью.
Особенности формирования ценностного отношения к природе:
1. Педагогу необходимо помнить, что дошкольник сориентирован на мир природы. Поэтому воспитатель должен это учитывать и не переориентировать ребёнка на мир людей, а наоборот – с помощью мира природы должен развивать и расширять социальное взаимодействие дошкольника с другими людьми.
Тонкости педагогики:
Педагогические требования к организации физкультурных праздников
Физкультурные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в старшей группе — два раза в год, периодичность проведения, продолжительность (в пределах 60 мин) дифференцируются в зависимости от возраста детей, условий проведения, задач и ...
Анализ документов о специальном дошкольном образовании в Российской
Федерации
нарушение слух дошкольный образование Конституцией Российской Федерации декларируется право на образование всем гражданам нашей страны. В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 09.02.99, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с о ...
Выявление уровня развития навыков учебно-познавательной
деятельности младших школьников с ЗПР
Исследование проводилось в школе №6 г. Балея в 3 классе у учителя - Карымовой Валентины Михайловны. На протяжении нескольких лет учитель начальных классов ведет работу с детьми, у которых стоит диагноз "Олигофрения" и "ЗПР". В 3 классе 11 учащихся: 5 учащихся имеют диагноз " ...