Изучение воздействия школьных предметов на формирование личности патриота

Современная педагогика » Патриотическое воспитание подростков » Изучение воздействия школьных предметов на формирование личности патриота

Страница 1

Таким образом, обучение как процесс передачи знаний отступило на второй план. Вперед выдвинулись общегуманистические ценности. Однако более глубокий анализ показывает, что ориентация на формирование моральных и гражданско-патриотических качеств у учащихся еще абстрактна, неконкретна, в деталях не ясна даже самим отвечающим. На момент опроса чуть ли не самой злободневной проблемой в стране было обострение межнациональных конфликтов (война с Чечней). Казалось бы, именно в тот момент важнее всего было развивать у ребят навыки понимания других культур, научить их ценить другие национальности. Но межнациональное понимание занимает последнее место.

Из всех школьных дисциплин наиболее действенным рычагом формирования патриотических чувств является история.

Изменения, происходящие в последние годы в школьном историческом образовании, породили немало серьезных проблем. Среди них нами выделены следующие:

- отсутствие объективности и направленности в трактовке исторических явлений;

- размытость представлений о целях и задачах изучения истории в школе;

- неопределенность содержания курса;

- низкое качество и нестабильность учебников;

- невнятность предлагаемых в последние годы нововведений, в особенности связанных с разработкой государственных стандартов и с переходом к новой структуре исторического образования.

Проблемы эти приобрели не только отчетливо прикладной, но и практический характер и не вполне осмыслены теоретически. И в силу этого в школах наблюдается скептическое восприятие материалов, имеющихся в учебниках по истории, а в некоторых случаях и падение престижа истории как предмета и как науки.

Одним из важнейших школьных курсов, призванных формировать гражданина и патриота, является литература. Общественное мнение России всегда возводило литературное творчество в достоинство общенационального дела. Великие творцы литературных произведений всегда составляли гордость и славу нации, являлись выразителями народной мысли и народного духа и в силу этого выступали носителями лучших традиций народной мудрости и народной философии.

В опытно-экспериментальной работе по воспитанию и учащихся патриотизма с формированием у них гуманистических мировоззрений в немалой степени способствовала духовная культура.

Однако сделаем оговорку принципиального характера: под духовностью мы понимаем не только религиозные воззрения, но и определенные нравственные качества.

Духовность выражает, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения человека в обществе:

- уважение свободы личности;

- признание свободы слова;

- право политического выбора;

- внимательное отношение к вере, языку, законам, традициям и обычаям национальных этносов;

- воспитание творческого наследия прошлого и его переоценка, способные придать новый импульс жизни общества;

- приоритет добра, гуманности, справедливости, честности.

Под термином “духовность” сегодня следует понимать также умение разбираться в стилях, жанрах и направлениях искусства, но и способность осознать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время единого мира.

В своем же исследовании мы обратились к проблеме религиозной духовности, и попытались определить в какой мере она способствует, формированию у учащихся гуманизма в межнациональных отношениях.

Древняя народная педагогическая мысль усиленно работала над вопросами нравственно-религиозного порядка, над дисциплиной совести и воли, над покорением ума в послушании вере, под тем, что считалось спасением души. Рассмотрение процесса становления патриота как системы позволяет определить его сущность и компонентный состав, отвечающие поставленной задаче. В качестве этих компонентов выступают:

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru