Формирование системы высшего женского образования в России происходило во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Стремление женщин к высшему образованию было обусловлено совокупностью экономических, политических, демографических и социально-психологических причин.
Сторонники и противники высшего женского образования долгое время вели оживленную дискуссию в печати. В доводах сторонников женского образования в высшей школе сильнее звучали экономические мотивы, а у их оппонентов – нравственные. Позиция большинства представителей власти и членов российского научного сообщества (мужчин) долгие годы препятствовала полноправному включению женщин в систему высшего образования и науки. История средней и высшей женской школы в России во многом – результат противоборства правительства и либеральных общественных сил.
Впервые идея отдельного высшего учебного заведения для женщин начала реализовываться во второй половине XIX века. В 1869 году в Москве было разрешено открыть Лубянские курсы, в 1872 году открылись курсы профессора В.И. Герье и курсы «для приготовления учёных акушерок» [4] при Императорской медико-хирургической академии. Эти учреждения имели статус подготовительных.
Для всестороннего анализа вопроса о высших женских курсах, как действующих, так и вновь создаваемых, в 70–е годы XIX века было организовано несколько авторитетных правительственных комиссий. В их состав вошли министры народного просвещения и внутренних дел, руководители III и IV отделений имперской канцелярии. Результаты работы комиссий были изложены в докладе министра народного просвещения Д.А. Толстого Александру II. Доклад был утвержден 9 апреля 1876 года и министру народного просвещения было предоставлено право открывать высшие женские курсы в университетских городах при содействии профессоров университетов и соблюдении ряда условий [4]. В частности, курсы должны были именоваться «высшими женскими» без добавления слов «состоящими или учрежденными при императорском (или местном) университете». Формально разрешив организацию курсов при университетах, Министерство народного просвещения снимало с себя ответственность за их деятельность, определив статус курсов как частный, негосударственный, но сохраняя при этом функции контроля. Выпускницы курсов не имели право на преподавание, поскольку это право (по мнению Государственного совета) могло быть «предоставлено лишь лицам с университетским образованием или выдержавшим испытание на звание учителя гимназии» [4].
Лишь через два года после подачи первого прошения об учреждении курсов в Петербурге их устав был утвержден Министерством, и в мае 1878 года было получено разрешение об открытии курсов от попечителя учебного округа. Курсы в Киеве были открыты 4 октября 1878 года; курсы в Казани, разрешенные к открытию с 1876 года, были реорганизованы в 1879 с разделением общеобразовательных программ на две специальности (словесно-историческую и физико-математическую). В целом, специализация высших женских курсов в основном ограничивалась педагогическим и гуманитарным (историко-филологическим) образованием. Попытка открыть медицинское направление женского образования вызвала ожесточенные споры и успеха не имела.
Тонкости педагогики:
Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...
Расходы федерального бюджета на образование
За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального образования). Кроме того, на федеральном уровне сохранено финансирование специальных профессионально-техни ...
Понятие «развивающая среда», принципы организации
предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...