Высшие женские учебные заведения

Страница 1

Формирование системы высшего женского образования в России происходило во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Стремление женщин к высшему образованию было обусловлено совокупностью экономических, политических, демографических и социально-психологических причин.

Сторонники и противники высшего женского образования долгое время вели оживленную дискуссию в печати. В доводах сторонников женского образования в высшей школе сильнее звучали экономические мотивы, а у их оппонентов – нравственные. Позиция большинства представителей власти и членов российского научного сообщества (мужчин) долгие годы препятствовала полноправному включению женщин в систему высшего образования и науки. История средней и высшей женской школы в России во многом – результат противоборства правительства и либеральных общественных сил.

Впервые идея отдельного высшего учебного заведения для женщин начала реализовываться во второй половине XIX века. В 1869 году в Москве было разрешено открыть Лубянские курсы, в 1872 году открылись курсы профессора В.И. Герье и курсы «для приготовления учёных акушерок» [4] при Императорской медико-хирургической академии. Эти учреждения имели статус подготовительных.

Для всестороннего анализа вопроса о высших женских курсах, как действующих, так и вновь создаваемых, в 70–е годы XIX века было организовано несколько авторитетных правительственных комиссий. В их состав вошли министры народного просвещения и внутренних дел, руководители III и IV отделений имперской канцелярии. Результаты работы комиссий были изложены в докладе министра народного просвещения Д.А. Толстого Александру II. Доклад был утвержден 9 апреля 1876 года и министру народного просвещения было предоставлено право открывать высшие женские курсы в университетских городах при содействии профессоров университетов и соблюдении ряда условий [4]. В частности, курсы должны были именоваться «высшими женскими» без добавления слов «состоящими или учрежденными при императорском (или местном) университете». Формально разрешив организацию курсов при университетах, Министерство народного просвещения снимало с себя ответственность за их деятельность, определив статус курсов как частный, негосударственный, но сохраняя при этом функции контроля. Выпускницы курсов не имели право на преподавание, поскольку это право (по мнению Государственного совета) могло быть «предоставлено лишь лицам с университетским образованием или выдержавшим испытание на звание учителя гимназии» [4].

Лишь через два года после подачи первого прошения об учреждении курсов в Петербурге их устав был утвержден Министерством, и в мае 1878 года было получено разрешение об открытии курсов от попечителя учебного округа. Курсы в Киеве были открыты 4 октября 1878 года; курсы в Казани, разрешенные к открытию с 1876 года, были реорганизованы в 1879 с разделением общеобразовательных программ на две специальности (словесно-историческую и физико-математическую). В целом, специализация высших женских курсов в основном ограничивалась педагогическим и гуманитарным (историко-филологическим) образованием. Попытка открыть медицинское направление женского образования вызвала ожесточенные споры и успеха не имела.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Констатирующий эксперимент, его анализ
Первая серия – обследование артикуляционного аппарата. 1. Губы – норма; зубы – норма (кариес); прикус – норма; строение челюсти – норма; язык – норма; подъязычная уздечка – норма; маленький язычок – неподвижно по средней линии. Прием Содержание задания Характер выполнения 1. Исследование двигательн ...

Изучение воздействия школьных предметов на формирование личности патриота
Таким образом, обучение как процесс передачи знаний отступило на второй план. Вперед выдвинулись общегуманистические ценности. Однако более глубокий анализ показывает, что ориентация на формирование моральных и гражданско-патриотических качеств у учащихся еще абстрактна, неконкретна, в деталях не я ...

Цели и содержание обучения аудирования в средней школе
Мы понимаем, что речевой общение –процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru