Высшие женские учебные заведения

Страница 1

Формирование системы высшего женского образования в России происходило во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Стремление женщин к высшему образованию было обусловлено совокупностью экономических, политических, демографических и социально-психологических причин.

Сторонники и противники высшего женского образования долгое время вели оживленную дискуссию в печати. В доводах сторонников женского образования в высшей школе сильнее звучали экономические мотивы, а у их оппонентов – нравственные. Позиция большинства представителей власти и членов российского научного сообщества (мужчин) долгие годы препятствовала полноправному включению женщин в систему высшего образования и науки. История средней и высшей женской школы в России во многом – результат противоборства правительства и либеральных общественных сил.

Впервые идея отдельного высшего учебного заведения для женщин начала реализовываться во второй половине XIX века. В 1869 году в Москве было разрешено открыть Лубянские курсы, в 1872 году открылись курсы профессора В.И. Герье и курсы «для приготовления учёных акушерок» [4] при Императорской медико-хирургической академии. Эти учреждения имели статус подготовительных.

Для всестороннего анализа вопроса о высших женских курсах, как действующих, так и вновь создаваемых, в 70–е годы XIX века было организовано несколько авторитетных правительственных комиссий. В их состав вошли министры народного просвещения и внутренних дел, руководители III и IV отделений имперской канцелярии. Результаты работы комиссий были изложены в докладе министра народного просвещения Д.А. Толстого Александру II. Доклад был утвержден 9 апреля 1876 года и министру народного просвещения было предоставлено право открывать высшие женские курсы в университетских городах при содействии профессоров университетов и соблюдении ряда условий [4]. В частности, курсы должны были именоваться «высшими женскими» без добавления слов «состоящими или учрежденными при императорском (или местном) университете». Формально разрешив организацию курсов при университетах, Министерство народного просвещения снимало с себя ответственность за их деятельность, определив статус курсов как частный, негосударственный, но сохраняя при этом функции контроля. Выпускницы курсов не имели право на преподавание, поскольку это право (по мнению Государственного совета) могло быть «предоставлено лишь лицам с университетским образованием или выдержавшим испытание на звание учителя гимназии» [4].

Лишь через два года после подачи первого прошения об учреждении курсов в Петербурге их устав был утвержден Министерством, и в мае 1878 года было получено разрешение об открытии курсов от попечителя учебного округа. Курсы в Киеве были открыты 4 октября 1878 года; курсы в Казани, разрешенные к открытию с 1876 года, были реорганизованы в 1879 с разделением общеобразовательных программ на две специальности (словесно-историческую и физико-математическую). В целом, специализация высших женских курсов в основном ограничивалась педагогическим и гуманитарным (историко-филологическим) образованием. Попытка открыть медицинское направление женского образования вызвала ожесточенные споры и успеха не имела.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Формы организации современного школьного обучения
Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Однако в течение урока преподаватель реализует различные способы подачи учебного материала: объяснение новых разделов, решение задач, проверка домашних заданий, диалоговое общение. Таким образом, можно считать, что управляющая ...

Организация опытно-экспериментальной работы
Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацел ...

Особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, про ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru