Высшие женские учебные заведения

Страница 2

Практически все высшие женские курсы просуществовали лишь до 1886г. Высочайшим распоряжением от 12 мая 1886г. все они были закрыты «вследствие рассмотрения общего вопроса о высшем женском образовании». Анализ публикаций того периода позволяет обозначить две основные причины прекращения деятельности высших женских курсов.

Первая из них была связана с озабоченностью правительства защитой статуса существующей системы высшего образования от размывания за счет фактического включения в нее суррогатных учреждений типа высших женских курсов и совместного обучения мужчин и женщин, сомнительного с точки зрения господствовавшей морали.

Вторая причина была связана с защитой системы образования от антиправительственной пропаганды, благотворной средой для которой оказались «курсистки». По существу, эксперимент с женскими курсами был прекращен, когда участились случаи прямого террора с участием в нем слушательниц высших женских курсов.

Из всех высших женских учебных заведений получили разрешение продолжить свою деятельность (со значительными ограничениями) только Санкт-Петербургские высшие женские курсы. Так закончился первый период истории русского высшего женского образования. Таким образом, с 1886 года до декабря 1905 г. (до появления разрешения открывать в России частные ВУЗы), учреждений высшего женского образования в стране практически не было.

Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно.

Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.

К концу XIX в. российские университеты были крупными научными центрами, большинство профессоров успешно занимались научной работой, почти все академики читали лекции в университетах. Но по общему числу университетов и количеству студентов в них Россия отставала от крупных европейских государств. В 1900 г в России было 10 университетов с 16,5 тыс. студентов, в то время как в Германии 20 и 32 тыс. студентов, во Франции - 15 и 26,5 тыс., в Италии 17 и 22,7 тыс., в Австро-Венгрии - 11 и 23 тыс. и т.д.[1].

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего — химии, физики, естествознания, математики. В эти достижения значительнейший вклад был сделан университетскими учеными — Д.И. Менделеевым, А.Г. Столетовым, И.И. Сеченовым, А.А. Марковым и др.

Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу. Д.И. Писарев писал: «Лучшие надежды Отечества сосредоточиваются на университетах».

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...

Технологическое обоснование необходимости применения интерактивных форм преподавания
Студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизвед ...

Влияние мотивации в обучении на формирование социально-личностных компетенций студентов
В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования. В XXI веке специалист помимо чисто «профессиональных» характеристик должен быть способен к непрерывному саморазвитию, облада ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru