В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи младшего школьника принимали участие учащиеся 3-х классов средних школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек.
Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:
1 этап (констатирующий) носил подготовительный характер: изучалась психологическая и психолого-педагогическая литература, осмысливалась идея и гипотеза исследования, наблюдался учебно-воспитательный процесс в средних школах с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.
Для достижения цели дипломной работы осуществлялся анализ и обобщение литературы по данной проблеме, подбор межпредметного материала для написания сочинений и изложений.
2 этап (формирующий) - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке влияния межпредметных связей русского языка с предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на развитие письменной речи младшего школьника.
3 этап (контрольный) - проведение контрольных срезов по проверке эффективности использовании межпредметных связей для развития письменной речи младших школьников.
На констатирующем этапе эксперимента нами проводилась проверка сформированности письменной речи у младших школьников через написание сочинений на заданную тему.
Критерии оценивания письменных работ учащихся нами отобраны в результате анализа нормативных документов (ГОСО РК, программа по русскому языку для 2-4 классов) и методической литературы по развитию письменной речи младшего школьника, т.е. при выполнении всех нижеприведенных положений, сочинение (письменное) оценивается на "5", при несоблюдении некоторых норм - оценка снижается.
Знать:
признаки звуков, гласных и согласных: ударные и безударные гласные; йотированные звукобуквы; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог, правила переноса слов; названия букв русского алфавита;
части слова; некоторые способы словообразования;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол, предлог;
предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения;
текст, его виды; основная мысль, опорные слова текста;
изученные орфограммы и пунктограммы.
Уметь:
производить фонетический анализ, каллиграфически правильно писать буквы, делить слова на слоги, правильно переносить слова;
разбирать слова по составу; анализировать имена прилагательные и существительные;
характеризовать изученные части речи (по данной схеме);
определять синтаксическую функцию частей речи;
производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
устанавливать связь между словами в предложении, вычленять в них словосочетания;
правильно писать безударные гласные; буквы и, у, а после шипящих; звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова; сочетания чк, чн; слова с удвоенными и непроизносимыми согласными; слова с разделительным ь и ъ; предлоги со словами; большую букву в именах собственных; приставки с-, от-, о-, об-, до-, про-, над-, под-, за-, на-, в-, вы-, пере-; суффиксы - ик-, - ек - и ь после шипящих в именах существительных и глаголах; падежные окончания имен существительных и прилагательных;
правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
работать с текстом, определять тип текста, делить текст на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст;
писать под диктовку текст (55-60 слов);
писать изложение по коллективно составленному плану (60-70 слов);
писать сочинения повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям (55-60 слов);
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ приглашение, поздравление;
распознавать и употреблять в тексте изученные лексические единицы;
соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв), правильно соединять буквы в словах [8, с.14].
Для диагностирования сформированности знаний, умений и навыков, предполагаемых программой по русскому языку для 3 класса нами анализировались письменные работы учащихся (сочинения).
Статистическая обработка полученных и анализируемых данных показала, что 54% младших школьников написали сочинения повествовательного характера по сюжетной картине, по личным наблюдениям (в норме: 55-60 слов, положительные оценки "4", "5"); 76% работают с текстом, определяют тип текста, делят текст на части, выделяют в нем опорные слова, озаглавливают текст; 48% составляют устный рассказ по заданному сюжету (10-12 предложений); 42% составляют диалог на заданную тему.
Тонкости педагогики:
Характеристика инновационных технологий методической работы в
образовательном учреждении
Научная и инновационная деятельность сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства. Система правового регулирования должна охватывать весь научно-исследовательский и инновационный цикл, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности разработчиков и общества, способствовать формирован ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...
Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все зву ...