Вывод: Анализ творческих работ учащихся (сочинений) показал, что написать их на высоком уровне помогли знания по познанию мира (повадки животных, их места обитания и т.п.), предварительная словарная работа, обобщенные художественные образы слов, из которых дети составляли описание предлагаемых объектов, рассуждения на предлагаемые межпредметные темы, повествовательные сочинения.
Таким образом, использование межпредметных связей предоставляют учителю богатые возможности для ознакомления детей с такими важными понятиями как текст, его структура, признаки, повествование, описание, рассуждение. Упражнения, проводимые в системе, расширяют кругозор детей, развивают логическое мышление, творческие способности детей, создают потребность в общении, а также помогают учащимся усвоить признаки текста, приемы анализа текстов, постепенно готовят их к составлению связного высказывания на определенную тему.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Цель: Проведение повторной диагностики умения составлять письменные сочинения на межпредметном материале, проверки их эффективности в развитии письменной речи младших школьников и выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.
Динамика эффективности применения межпредметных связей для развития связной письменной речи младшего школьника представлена в таблице 4 и на рисунке 2.
Таблица 4
Динамика выполнения письменных сочинений (постэкспериментальный срез)
Результаты творческих работ |
3 кл. - 15 чел. сш с. Большая Малышка |
3 кл. - 15 чел. сш с. Большая Малышка |
3 кл. - 15 чел. Соколовская сш |
3 кл. - 15 чел. Соколовская сш |
До эксперимента кол-во - % |
После эксперимента кол-во - % |
До эксперимента кол-во - % |
После эксперимента кол-во - % | |
"Отлично" |
4 - 27 |
7 - 47 |
3 - 20 |
4 - 27 |
"Хорошо" |
7 - 54 |
7 - 47 |
9 - 60 |
9 - 60 |
"Удовлетворительно" |
3 - 20 |
1 - 6 |
3 - 20 |
2 - 13 |
"Неудовлетворительно" |
1 - 7 |
0 - 0 |
0 - 0 |
0 - 0 |
Оценки - "5" "4" "3" "2"
- до эксперимента (3 кл. - 15 чел. сш с. Большая Малышка) | |
- после эксперимента (3 кл. - 15 чел. сш с. Большая Малышка) |
Рисунок 2 - Динамика выполнения письменных сочинений (постэкспериментальный срез)
Вывод: Контрольный срез экспериментального исследования при применении в процессе обучения межпредметных связей уроков русского языка с уроками "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" для выполнения творческих работ учащимися, показал динамику развития письменной речи учащихся в сторону улучшения показателей, т.е. повысилось качество выполнения предлагаемой работы.
Практика обучения младших школьников письменной речи, сложившаяся в мировой педагогике за последнее столетие, выявила реальные трудности учащихся в преодолении основного препятствия, отделяющего устную речь от письменной.
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.
До настоящего времени основным условием совершенствования письменной речи считалось развитие у ребенка техники письма и формирование понятийного аппарата. Вопрос о предпосылках формирования письменной речи остается недостаточно изученным. Практически отсутствует методика, целенаправленно развивающая такие предпосылки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование письменной речи у детей должно рассматриваться как проблема развития у них способности к качественному восприятию сообщения и порождению логически связного текста.
Тонкости педагогики:
Зарубежный опыт формирования эффективных систем
управления образованием
Немецкая модель профессионального образования - дуальная система. Она основывается на твердой привязке системы профессионального обучения к предприятию. Регулирование системы осуществляется в рамках корпоративных норм. Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках дуальной системы, опреде ...
Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...
Педагогические организации
навыков чтения
Чтение - трудный процесс. Зрелый, бывалый читатель не примечает примитивных действий, из которых формируется процесс чтения, потому что данные действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех примитивных действий в одно трудное, для него весь элемент предста ...