История представлений о мышлении, альтернативных психологическим

Страница 2

Так, В.А. Лефевр доказал логически и математически, что даже в самых простых случаях совместной деятельности тогда, когда в действие включается рефлексия, результат становится непредсказуемым [11].Как управлять системой если результаты проходящих в ней процессов не предсказуемы? Тут и помогает логика органических целостностей.

Подобные системы, факт существования которых был обозначен ещё И. Кантом, а проблема исследования поставлена К. Марксом (он ввёл для таких систем термин «органические»), были исследованы М.К. Мамардашвили [12]. Он выделил основную особенность таких систем: связь, собирающая элементы системы в целое, присутствует в них как идеальный образ.

Мы не можем до конца описать любую практику, представляющую целостный системный объект, как набор, сумму технологий, в смысле аналитического разложения [19]; практики развивающие системность должны быть описаны системно.

В современных образовательных модулях часто используются формы ОДИ в той или иной мере упрощённые, но всё же показавшие свою эффективность на практике. Вопрос что именно из практики ОДИ и почему мы можем и должны использовать для достижения наших целей. «В ядре педагогической мыследеятельности лежит процесс сложно организованной коммуникации, направленной на усвоение некоего содержания (пакета взаимосвязанных содержаний)» [27]. «Проблема содержания образования - есть проблема правильной организации ситуации коллективной мыследеятельности и ситуаций коммуникаций; проблема организации содержательной коммуникации, где формируются способы мышления, способы понимания, рефлексии, мышления-речи; это проблема коммуникации и действия, коммуникации, в которой эти способы возникают, рефлексируются и выделяются за счёт рефлексии, обобщаются и символизируются в специальных средствах и, наконец, закрепляются в схемах и вторичных формах, выходящих за границы данной конкретной ситуации.»

Схема коллективной мыследеятельности и построенные на её основе организационно-технические схемы мыследеятельности [26] адекватно описывают ОДИ именно с точки зрения её основного эффекта: системных изменений в «обыгрываемой» деятельности. Участники ОДИ с точки зрения замысла - морфология, на которой осуществляется развитие. «Мышление существует реально - как субстанция, независимо от того, есть люди или нет людей» [23]. Судьба участников ОДИ по большому счёту безразлична, цель ОДИ - трансформация крупных систем деятельности, от больших организаций до культурных форм. Схема коллективной мыследеятельности, описывая практику, в которой появляется мышление, теряет людей; отсюда неоднократная критика ОДИ психологами и педагогами, работающими в гуманистической парадигме.

В то же время едва ли не с самого начала практики ОДИ было замечено, что участие в ОДИ приводит к ряду личностных эффектов, связанных с самоопределением и развитием мышления. Возникла гипотеза, что ОДИ в полной или редуцированной форме может быть использована для решения определённых образовательных задач, не решаемых в традиционных формах среднего и высшего образования.

В Красноярске под руководством Б.И. Хасана и А.М. Аронова с 1985 года проводятся игры на самоопределение студентов и появление личных целей, задач на профессиональное образование. Далее ОДИ-образные формы использовались в Краевых Летних Школах для учеников средних общеобразовательных школ под руководством Г. Асиньярова, позднее в выездных школах «НооГен».

Общая идея таких форм состояла в следующем: участники моделируют в своих действиях объект, над которым строится игра, и в рефлексии выделяются основания для моделирования. Тем самым возможные «объективные основания» для деятельности имеют шанс стать личными основаниями участников.

С другой стороны давно назрела необходимость в акцентировании школ на проектной деятельности, так как проектное мышление стало культурной доминантой XX века и начала XXI. С переходом проектного мышления на не инженерные объекты встал вопрос о том, какие языки адекватны для такого мышления?

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Анализ организации педагогической работы в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой. Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного ди ...

Итегративное обучение младших школьников технологии работы в графическом редакторе Рaint
Одной из актуальных проблем современной начальной школы является организация обучения младших школьников с использованием интегративных связей для обеспечения целостного восприятия окружающей действительности. Знания, приобретаемые детьми на различных учебных предметах, должны пронизываться множест ...

Сущность системы управления качеством образования
Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Образование как система – это множество образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессион ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru