Среди источников топонимического характера следует отметить работы И.К. Инжеватова (1979), И.Д. Цыганкина (1993) (см. Приложение 1).
Памятники истории и культуры как источник краеведения
Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.
Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер содержащейся в ней информации тоже не одинаков и зависит от вида памятника.
Необходимость получения совокупности фактов обязывает к широкому и тщательному изучению круга источников, поиску причинно-следственной связи между событиями, определению места данного факта в цепи других.
Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний
Важнейший источник краеведческих знаний – непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций. Главными целями таких поездок и экскурсий являются:
определение местоположений достопримечательностей природы (уникальных и других видов растений, мест гнездования птиц, геологических обнажений и др.) и проведение наблюдений за ними;
наблюдение явлений и процессов природы (евтрофикация водоемов, экологическая сукцессия и др.);
изучение состояния охраняемых объектов природы с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории края;
изучение источников загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и экологических последствий деятельности человека (оврагообразование, оползнеобразование, заболачивание и др.).
Таким образом, в каждом регионе существует достаточно обширная и разнообразная экологическая информация краеведческого характера. Эту информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях.
Тонкости педагогики:
Опытное преподавание
Опытное преподавание осуществлялось мной во время прохождения педагогической практики на выпускном курсе. Опытно-экспериментальной базой являлся 11б класс школы №10 города Кирова. В это время мной было проведено несколько уроков из темы «Тригонометрические функции». Так как преподавание алгебры и н ...
Психолого-педагогические особенности младших подростков
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физ ...
Комплексная система принципов современной дидактики
К числу классических принципов дидактики следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании, как учащихся, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, но в формировании способов их практической реализации в конкретных педагогических тех ...