Опыт организации дошкольного образования в Советский период развития России

Современная педагогика » Становление и развитие дошкольного образования в России » Опыт организации дошкольного образования в Советский период развития России

Страница 5

Таблица № 4.

Этапы развития содержания дошкольного образования

с 1894 по 1905 гг.

с 1905 по 1914 гг.

с 1914 по 1917 гг.

Этап поиска

содержания дошкольного образования

Этап программно-методического творчества педагогов

Этап научного осмысления содержания дошкольного образования

Проведенный анализ позволил установить, что к основным теоретическим проблемам дошкольной педагогики в России рубежа XIX-XX вв. относятся общие закономерности и возрастные особенности развития, умственное и нравственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Названные проблемы оставались актуальными в течение всего периода, занимали одно из главных мест в трудах наиболее видных педагогов конца XIX - начала XX вв.

Конец XIX - начало XX вв. в становлении отечественной дошкольной педагогики характеризовались новым уровнем интереса к идеям классической педагогики 60-х гг. XIX века, к творчеству Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского как наиболее ярких выразителей этих идей, стремлением поставить в центр педагогического процесса личность ребенка дошкольного возраста. Проблемы воспитания ребенка раннего возраста были предметом педагогических размышлений Н.И. Пирогова. "Человек как предмет воспитания" - так определил содержание педагогики К.Д. Ушинский. При этом он рассматривал воспитание и обучение человека в целом - во всех возрастах. Постепенно эта точка зрения была дополнена формулой: "Ребенок как предмет воспитания" (Л.Н. Толстой), которая не противоречила К.Д. Ушинскому, а лишь дополнила его определение, подчеркивая исключительную важность воспитания в раннем возрасте. Такой подход становился все более популярным среди педагогов конца XIX - начала XX вв.

На рубеже XIX-XX вв. обозначены два направления развития "свободного воспитания": "теория свободного воспитания" и "разумного свободного воспитания", но в массовой практике наблюдается разнообразие в понимании и воплощении принципов свободного воспитания, что объясняется сложностью и диалектичностью самой теории. С середины 80-х гг. в стране начался новый этап реформирования дошкольного образования, что позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных дошкольных учреждений, дало право работать по индивидуальным и альтернативным программам, в определенной мере позволило освободить от формализма в работе.

Опыт и теоретические исследования ведущих педагогов в области дошкольного воспитания позволяют сделать вывод о том, что система дошкольного образования должна базироваться на учёте самоценности каждого периода развития дошкольного образования в России.

Процесс становления и тенденции развития содержания дошкольного образования в рассматриваемых хронологических рамках показал, что являлся эволюционным по своей сути, а комплекс политических, социально-экономических, культурных и психолого-педагогических факторов оказал существенное влияние на его исходные методологические позиции.

Знание истории данного процесса, которая содержит в себе опыт прогнозирования, может помочь выбрать оптимальные пути перевода дошкольных образовательных учреждений в "режим развития".

Социально-политические преобразования в российском обществе в 80 - 90-е годы XX века привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. В результате произошла замена типовой программы вариативными программами, широко использовались инновационные варианты программного и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, осуществлена разработка "сквозных", интегрированных программ, в учебный план ДОУ включены новые занятия ("Экология", "Иностранный язык" и др:) и здоровьесберегающие образовательные технологии, осуществлялась интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса. В 90-е годы XX века разработка теории содержания дошкольного образования базировалось на следующих принципах: гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организации разных видов детской деятельности; признания приоритетным личностно ориентированного образования; направленности содержания образования на социализацию ребенка; создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды; единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы; преемственности дошкольного и начального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Тонкости педагогики:

Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. ...

Этапы работы над аудиотекстом и задачи каждого из этапов
Вся работа с аудиотекстом в условиях состоит из трёх этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. Предтекстовый. На этом этапе возможна работа с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиот ...

Воспитание культуры математического мышления
Математическое мышление, которое должно быть сформировано у учащихся в процессе обучения математике, является основной частью общей культуры мышления, воспитание которой есть важнейшая задача общего образования. Математический стиль мышления в наиболее яркой форме выражает научно-теоретический стил ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru