Опыт организации дошкольного образования в Советский период развития России

Современная педагогика » Становление и развитие дошкольного образования в России » Опыт организации дошкольного образования в Советский период развития России

Страница 4

Б. Парциальные программы

Учебно-методический комплект по музыкально-эстетическому развитию дошкольников, включающий программы "Гармония", "Синтез" и "Играем в оркестре по слуху", разработаны коллективом педагогов и психологов, музыковедов под руководством доктора психологических наук К.В. Тарасовой.

Так, дошкольное образование России в 1990-х гг. стало активно насыщаться всевозможными программами, технологиями и методиками, претендующими на звание альтернативных.

В условиях полипрограммности важно было обеспечить государственный контроль за качеством дошкольного образования, который помог бы защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от непрофессионализма.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации" (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15), где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка см. приложение № 1.

На основании приведенных в этом Методическом письме Рекомендаций осуществлялась государственная экспертиза программ дошкольного образования. Все программы, которые соответствовали экспертным требованиям, получали гриф Министерства образования РФ.

Программы, прошедшие государственную экспертизу и получившие гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации", анализировались и рекомендовались к повсеместному внедрению в практику дошкольного образования в официальных нормативно-правовых документах:

1. "О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития". Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 24.03.95 г. № 42/19-15, зам. министра образовании РФ А.Г. Асмолов.

2. "О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений". Письмо Министерства образования России от 29.01.96 № 90/19-15, зам. министра образовании РФ А.Г. Асмолов.

3. "О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию". Письмо Министерства образования России от 18.07.97 г. № 112/34-16, зам. министра образовании РФ, первый зам. министра образования В.Д. Шадриков.

4. "О новых развивающих учебно-методических комплектах для дошкольных образовательных учреждений". Письмо Министерства образования России от 24.05.99 г. № 104/23-16, Первый заместитель министра А.Ф. Киселев.

5. Письмо Минобразования РФ от 23 сентября 2002 г. № 03-51-142ин/23-03 "О новых актуальных программах по дошкольному образованию", первый заместитель министра В.А. Болотов.

Выводы к первой главе.

Становление и развитие дошкольного образования - явление историческое и в России предопределялось целым рядом факторов. В историческом аспекте это, прежде всего, особенности экономического развития страны, степень благосостояния общества. Социо - культурный аспект включает открытость общества и семьи к нововведениям, грамотность населения и социальную активность женщин. В социально-педагогическом аспекте дошкольное образование зависит от характера идеологии общества, уровня развития педагогической науки и системы образования.

Развитие содержания дошкольного образования определялось комплексом политических, социально-экономических, культурных и психолого-педагогических условий. В период с 1894 по 1905 гг. определяющее влияние на содержание дошкольного образования оказали традиционные народные истоки. Россия на протяжении всего дореволюционного периода оставалась глубоко религиозной страной, имеющей свои национальные особенности. Однако, специфической чертой проявления данной тенденции стало соединение патриархальных педагогических представлений с новыми экономическими явлениями.

На этапе с 1905 по 1914 гг. основным фактором в развитии дошкольного образования являлся социально - экономический. Как протест на существующую систему образования оформилась новая тенденция развития содержания дошкольного образования, основанная на идеях "теории свободного воспитания". В период Первой мировой войны (1914-1917 гг.) политические, военные события становились ведущим фактором развития содержания дошкольного образования. Анализ факторов позволил выделить основные этапы развития содержания дошкольного образования и обосновать их внутреннюю периодизацию. Согласно парадигмальному подходу, основным критерием периодизации явились значимые изменения в содержании дошкольного образования, зарождение и развитие основных научных школ, психолого-педагогических концепций и тенденций развития содержания дошкольного образования. Обозначено три этапа: первый - поиска содержания дошкольного образования (с 1894 по 1905 гг.); второй - программно-методического творчества педагогов (с 1905 по 1914 гг.); третий - научного осмысления содержания дошкольного образования (с 1914 по 1917 гг.) (таблица № 4).

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Учебно-методическая линия В.В. Латюшина
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000 - 304 с.: ил. В начале учебника имеется передовая статья «Как работать с учебником»,откуда учащиеся могут узнать, как правильно работать с книгой. Основной отличительной чертой данног ...

Общая система воспитания и физической подготовки
Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе – это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющи ...

Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru