Психолого-педагогические особенности младших подростков

Современная педагогика » Проблема социальной адаптации подростков в кадетской школе » Психолого-педагогические особенности младших подростков

Страница 1

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Поэтому так важно знать, какие психолого-педагогические особенности характерны для младших подростков.

Исследованием психолого-педагогических особенностей младших подростков занимались: Е.С. Кузьмин, М. Кле, О.О. Петрова, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн.

Хронологически подростковый возраст определяется периодом развития ребенка от 11-12 до 14 - 15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения [Петрова, ст.53].

В это время ребёнок переживает одновременно два кризиса - возрастной и образовательный. Ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою "самость", стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Внимание младшего подростка характеризуется не только большим объёмом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становиться и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростка младшего возраста приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объём памяти, причём за счёт не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности младших подростков, которые стремятся понять логику явлений, отказываются, что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности младшего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной особенностью данного возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления младших подростков [Д.И. Фельдштейн, ст.295].

Подросток стремится к активному общению

со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения [сл. Петровского, ст.354].

М. Кле указывает: "центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения, скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного "я"". Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса. В период между 10 и 11 годами подростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обращаются к физическим характеристикам; позднее они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения [Кле, ст.153].

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов
Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем. Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов: ...

Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...

Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством
Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь развития: - вначале ребенок ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru