Экологическая культура как компонент культуры

Страница 1

Экология – наука, изучающая взаимоотношения, взаимодействия растений, животных, человека между собой и с окружающей их неживой природой; кроме того, она изучает и то, как человек в результате своей хозяйственной деятельности влияет на сообщества растений и животных или на экологические системы.

Из этого определения видно, что экология имеет прямое отношение как к природе, так и к социуму. Экология социума и экология человека как науки изучают закономерности отношений человека с природой и между людьми в обществе, обеспечивающие его нормальное функционирование и жизнеобеспечение, развитие сущностных сил и духовности, сравнение физического и психического здоровья. Экология для человека – это, прежде всего, обращение к себе, выработка в себе иммунных сил, экологически направленного сознания и поведения. Реально это достигается, если с раннего возраста у людей будет формироваться экологическая культура. [14, с. 15-30.]

Воспитание экологической культуры – это возрождающаяся в новом качестве идея природосообразности. Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природу, живущую по ее законам, развивающимся в соответствии со сменяющимися циклами времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал человека как совершенное творение, создание Бога Творца и Природы. Выходя совершенным из рук Творца, чтобы сохраниться и развиваться таковым, ребенок должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности отношений в ней и жить по установленным ее законам. Ж.Ж. Руссо первым понял всю опасность надвигающейся цивилизации, урбанизации, технизации личности, самой жизни человека и создал крик души: «Назад, к природе!». Общество воспринял этот крик как недомыслие и чудачество, не оценив всей прозорливости и мудрости Ж.Ж. Руссо. Песталоцци также рассматривал человека в качестве совершенного существа, в котором Богом заложены сущностные силы – монады, которые развиваются жизнью, протекающей в условиях, максимально приближенных к природе. К принципу природосообразности, соблюдению природной экологии, А. Дистерверг добавляет принцип культуросообразности, принцип экологии социальной. Огромное значение природосообразности в воспитании ребенка придавал К.Д. Ушинский. Он реализовывал этот принцип в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, другое направление – в идеально возможном приближении содержания и организации процесса воспитания и обучения к природе их противодействие разлагающему влиянию урбанизации. Третье – народность в воспитании, обычаи которого уходят корнями в отношения человека с родной для него природой. [2, с. 45.] В непосредственной и органической связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. Он считал совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры и усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни, сообразного с установлениями Царства Божия на земле. Такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а позднее и В.А. Сухомлинский, не мыслили себе организацию здорового и целесообразного процесса вне природы, вне трудовых, нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В целях более глубокого и научно обоснованного обсуждения проблемы воспитания экологической культуры личности необходимо дать определение основным понятиям:

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Понятие наркомании и факторы ее возникновения
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны б ...

Государственная инновационная политика
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений нау ...

Содержание работы по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста – формирующий этап
Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон). Результаты обследования письма показа ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru