Экологическая культура как компонент культуры

Страница 1

Экология – наука, изучающая взаимоотношения, взаимодействия растений, животных, человека между собой и с окружающей их неживой природой; кроме того, она изучает и то, как человек в результате своей хозяйственной деятельности влияет на сообщества растений и животных или на экологические системы.

Из этого определения видно, что экология имеет прямое отношение как к природе, так и к социуму. Экология социума и экология человека как науки изучают закономерности отношений человека с природой и между людьми в обществе, обеспечивающие его нормальное функционирование и жизнеобеспечение, развитие сущностных сил и духовности, сравнение физического и психического здоровья. Экология для человека – это, прежде всего, обращение к себе, выработка в себе иммунных сил, экологически направленного сознания и поведения. Реально это достигается, если с раннего возраста у людей будет формироваться экологическая культура. [14, с. 15-30.]

Воспитание экологической культуры – это возрождающаяся в новом качестве идея природосообразности. Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природу, живущую по ее законам, развивающимся в соответствии со сменяющимися циклами времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал человека как совершенное творение, создание Бога Творца и Природы. Выходя совершенным из рук Творца, чтобы сохраниться и развиваться таковым, ребенок должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности отношений в ней и жить по установленным ее законам. Ж.Ж. Руссо первым понял всю опасность надвигающейся цивилизации, урбанизации, технизации личности, самой жизни человека и создал крик души: «Назад, к природе!». Общество воспринял этот крик как недомыслие и чудачество, не оценив всей прозорливости и мудрости Ж.Ж. Руссо. Песталоцци также рассматривал человека в качестве совершенного существа, в котором Богом заложены сущностные силы – монады, которые развиваются жизнью, протекающей в условиях, максимально приближенных к природе. К принципу природосообразности, соблюдению природной экологии, А. Дистерверг добавляет принцип культуросообразности, принцип экологии социальной. Огромное значение природосообразности в воспитании ребенка придавал К.Д. Ушинский. Он реализовывал этот принцип в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, другое направление – в идеально возможном приближении содержания и организации процесса воспитания и обучения к природе их противодействие разлагающему влиянию урбанизации. Третье – народность в воспитании, обычаи которого уходят корнями в отношения человека с родной для него природой. [2, с. 45.] В непосредственной и органической связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. Он считал совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры и усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни, сообразного с установлениями Царства Божия на земле. Такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а позднее и В.А. Сухомлинский, не мыслили себе организацию здорового и целесообразного процесса вне природы, вне трудовых, нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В целях более глубокого и научно обоснованного обсуждения проблемы воспитания экологической культуры личности необходимо дать определение основным понятиям:

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Биологический подход к содержанию комнатных растений
Комнатные растения нуждаются в постоянном уходе. Если листья покрылись пылью, цветы этого растения перестают «дышать», поэтому листья растений время от времени обязательно нужно обмывать или протирать мягкой щеткой или тряпочкой, смоченными в теплой воде. Пожелтевшие кончики листьев необходимо подр ...

Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей ранне ...

Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по са ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru